Работая в сфере SMM больше двух лет, я никогда не думал о личном бренде. Но со временем я осознал его важность и решил начать работу над ним.
Краткий экскурс по ЛБ, поехали :)
Личный бренд (ЛБ далее) есть у каждого — известных и малоизвестных людей. Докторов, маркетологов, домохозяек и даже маленьких детей.
ЛБ это образ, который складывается в головах других людей: ассоциации, связанные с вами, ваши продукты или услуги. В каком-то смысле бренд равен репутации: он может вызвать негатив, уважение, ненависть, любовь или другие эмоции.
Личный бренд нужен, чтобы:
• повысить лояльность целевой аудитории к вашим продуктам, услугам, предложениям;
• повысить узнаваемость среди широкой или узкой целевой аудитории;
• позиционировать себя как эксперта в какой-либо области и повысить тем самым стоимость услуг или товаров — экспертный продукт всегда стоит дороже.
ЛБ помогает рассказать о себе, сформировать положительный образ, ассоциировать себя с качественными товарами и услугами.
Личный бренд бывает разным, но он всегда делает имя или образ узнаваемым и в какой-то степени повышает ценность предложений обладателя бренда.
Приведем несколько примеров:
• Игорь Манн — признанный гуру в маркетинге, но он неизвестен всем жителям страны;
• Чикатило известен каждому жителю России, но его репутация ниже плинтуса;
• Нобелевский лауреат, академик Абрикосов пользуется уважением в узких кругах, но не известен широкой аудитории;
• «Черный квадрат» Малевича стоит несколько миллионов долларов, а такая же картина неизвестного художника — 0 рублей.
Создание и построение личного бренда
Для чего нужен личный бренд?
От этого будет зависеть ваша дальнейшая стратегия.
Если главная цель — повысить узнаваемость, можно обойтись только SMM-продвижением без привязки к товарам, услугам, продуктам.
Если вы ЛБ хотите повысить уровень продаж или цену на услуги, продукты, лучше сразу ненавязчиво связать свое имя с определенной услугой или товаром. Так потребители быстрее запомнят связку и в будущем будут выбирать ваше предложение при условии правильного формирования бренда и качества продукта.
Главное придумать, какими смыслами будет наполнен личный бренд, какие ассоциации будет вызывать, как именно будет влиять на стоимость услуг. Запомните то, что бренд — ваше продолжение, а не просто красивая картинка. Личный бренд должен совпадать с вашим образом жизни — тогда он будет работать. Не придумывайте то, чего нет.
Выберите узкую нишу
Продвигать свое имя сразу по нескольким направлениям сложно и не так эффективно. Например, начните формировать бренд в сфере таргета, вместо того, чтобы пытаться охватить всю нишу SMM. Также не стоит распыляться сразу на несколько не связанных между собой направлений:
например, на политику и вязание одновременно. Так вы не станете ни известным политиком, ни известным мастером: что-то все равно выйдет на первое место и будет приносить основной доход, а что-то останется на уровне хобби.
Сформируйте образ
Подумайте, с чем вас должна ассоциировать целевая аудитория. Какие качества стоит вынести отдельно, а о каких лучше промолчать.
О чем стоит рассказать в первую очередь?Напишите рассказ о себе — позднее вы сможете использовать его в социальных сетях или на сайте. Можно следовать четкому плану действий:
Определите целевую аудиторию;
Образ, который понравится домохозяйкам, не «зайдет» байкерам и наоборот. Поэтому подумайте, кто ваша целевая аудитория — ТОП-менеджеры, маркетологи, дизайнеры? Определившись с ЦА, вы быстро найдете образ, который «зацепит» ее.
Напишите о себе;
Используйте формат сторителлинга — читатели положительно воспринимают истории, особенно если они написаны интересно. Упомяните о своих достижениях, наградах, хороших кейсах — это повысит уровень экспертности в глазах вашей публики. Используйте эмоции, рассказывайте о трудностях, с которыми столкнулись на пути к успеху - читателям понравится яркий рассказ.
Расскажите о миссии;
У каждого бренда есть своя миссия. Подумайте, чего вы хотите добиться ЛБ - создать принципиально новое сообщество, собрать свою аудиторию или просто показать свою экспертность.
Заявите о себе
Заявить о себе можно разными способами: выступить на профильном мероприятии, дать интервью крупному СМИ, завести свой личный блог. Проще всего в самом начале — создать свой блог и завести аккаунты в социальных сетях. Блог можно продвинуть в поисковой системе по определенным запросам, чтобы получить клиентов, а страницы в соц.сетях использовать для общения с ЦА и расширения охвата.
Раскрутка и развитие
Продвижение личного бренда в социальных сетях
Социальные сети — лучшее место для ЛБ, особенно для тех, кто начал с нуля. Это объясняется тем, что продвижение в соц.сетях не требует много затрат и позволяет существенно расширить охват (сделать свое имя более узнаваемым) при минимальных трудозатратах. Например, аудитория одной только социальной сети Вконтакте составляет более 100 млн. человек в месяц. Среди них вы легко найдете свою ЦА, которой будет интересен ваш контент.
Рекомендую использовать все возможные площадки. Их аудитории иногда совпадают, однако так в любом случае охват ЦА будет шире. Чтобы не продумывать разные стратегии продвижения, можно дублировать посты во всех соц.сетях.
Для продвижения личного бренда в социальных сетях следуйте простым рекомендациям:
- Правильно оформите личную страницу. Заполните описание профиля, укажите в нем основные навыки, достижения или личные качества. Покажите, почему вы строите свой личный бренд и чем вы можете быть полезны целевой аудитории.
- Следите за стеной.
Вас никто не будет читать, если вся стена будет усеяна репостами из разношерстных групп. По возможности создавайте контент сами: пишите кейсы или короткие заметки, рекомендации и размышления, свое отношение к хайповому событию или мини-отчет о проведенном дне. Добавляйте фото или картинки, чтобы привлекать внимание к посту. Если делаете репост полезной информации, добавьте к нему небольшой комментарий или лид-абзац. Так вы покажете, что у вас есть, что сказать читателям. Также учитывайте обновленные алгоритмы ленты новостей: чтобы ваши посты были на видном месте, у вас должна быть вовлеченная аудитория. Задавайте читателям вопросы, прикрепляйте опросы, затрагивайте животрепещущие темы, чтобы получить комментарии и лайки.
- Общайтесь с целевой аудиторией. Подпишитесь на тематические группы, в которых общаются ваши коллеги, потребители или другие группы ЦА. Оставляйте комментарии под постами. Если пользователь задает вопрос, подробно ответьте на него: желательно с примерами, фактами и личным мнением. Желательно, чтобы в каждом развернутом комментарии был смысл, была польза для читателей. Также можно просто выражать свое мнение — чем больше сообщений вы оставите, тем больше будет охват у вашего личного бренда. Но не стоит перегибать: оставляйте комментарии только там, где это уместно, и не используйте шаблоны.
- Отслеживайте упоминания. Используйте поиск по новостям или специальные программы или скрипты, которые позволят отследить все упоминания вашего личного бренда. Постепенно вы станете узнаваемым в группах, в которых общаетесь. Число подписчиков будет увеличиваться, появятся личные сообщения от коллег или ЦА. Не игнорируйте их, отвечайте подробно и по делу — так вы сформируете положительную репутацию и еще сильнее расширите охват ЛБ.
Другие площадки
Помимо социальных сетей, личный бренд можно развивать и продвигать на многих других площадках. В их числе:
• Тематические форумы — зарегистрируйтесь на них, общайтесь в подходящих темах, создавайте свои, размещайте ценную информацию.
• Свой сайт — заведите блог и публикуйте в нем гайды, обзоры, интересные содержательные статьи, видео и другие типы контента, который может быть полезен пользователю.
• Тематические сайты — предложите им сотрудничество: вы им — готовый для размещения материал, они — указание авторства под статьей со ссылкой или без.
• СМИ — сотрудничайте с блогерами, новостными сайтами, печатными изданиями: не отказывайтесь от интервью, предлагайте свои статьи и заметки.
• Мероприятия офлайн и онлайн — посещайте конференции, выставки, слеты и выступайте на них: предложите организаторам интересную тему и распишите программу выступления.
• Консультации — не совсем площадка, но вы повысите уровень экспертности в глазах ЦА, если будете проводить консультации онлайн и офлайн.
Заключение
ЛБ — трудоемкий, затратный, долгий процесс. Но он дает прекрасные плоды: с вашим мнением будут считаться, у вас будут просить советов, а ценность предлагаемых вами товаров и услуг вырастет в разы.