На прошлой неделе исполнилось 90 лет со дня рождения легендарного советского кинорежиссера Андрея Арсеньевича Тарковского. Этот человек является одной из самых монументальных и знаковых фигур в мировом кинематографе. За два десятка лет он снял лишь семь картин, но они стали частью нашего культурного кода. В каждом из фильмов прославленный постановщик культивировал идею самоценности личности, несгибаемую веру в добро, которое все-таки должно победить не только в истории, но и в человеческой душе. Кстати, если вы всегда хотели узнать подробности жизненного пути Тарковского и о том, как он работал над своими шедеврами, рекомендуем обратить внимание на следующие книги:
В качестве дани уважения мэтру мы решили составить для вас топ лучших и знаковых сцен из его фильмов, которые демонстрируют мастерство и талант Андрея Арсеньевича.
10. Картинный конфликт («Андрей Рублев»)
Во время диалоговых эпизодов Тарковский обожал воссоздавать образ живописи и портретов за счет размещения актеров в кадре и контрастом между тенью и светом. Особенно это заметно в сцене разговора Андрея Рублева и Феофана Грека. В его понимании иконописцы являются непростыми людьми, которые тоже заблуждаются, совершают ошибки и спорят о невежестве других. Его Феофан активен и применяют ораторское мастерство, а Андрей пассивен и подвержен сомнениям. В итоге их конфликт усиливается при помощи размещения в кадре и противопоставления фигур, которых мы видим как бы издалека.
9. Сверхъестественное и ребенок — ключ к истине («Сталкер»)
Значение этой сцены велико, как и то, насколько стильно она сделана. Вы наблюдаете за длинным кадром, в котором Мартышка читает книгу и декламируют стихи Тютчева. После чего она использует телекинез, двигая стеклянные сосуды на столе. Тут же включается четвертая часть Симфонии №9 Бетховена, мы слышим звуки проезжающего поезда, начинаются трястись стены и потолок. И девочка даже не шелохнулась. Камера медленно приближается к лицу героини, и все затихает. Таким образом Тарковский смещает акцент с ее способностей на чувства. Ведь Мартышка знаменует союз между идеями «физического» и «духовного», которого пытались достичь Сталкер, Писатель и Профессор, но проиграли.
8. Невесомая связь человека с искусством («Солярис»)
Можно сказать, что в сцене с невесомостью постановщик доказывает, что он, как никто, умеет объединять музыку, живопись, скульптуру и хореографию на экране. Картины Брейгеля и композиция Баха работают не только как аллюзия на утрату цивилизацией гуманизма, но и в качестве искусства, которое вызывают эмоции и откровения у персонажей. С помощью «Охотников на снегу» героиня вспоминает видеозапись с Крисом-ребенком, а «Прелюдия» немецкого композитора образует эйфорию невесомых объятий. А бюст Платона, в свою очередь, отсылает к его учению об идеях, которые перекликаются с противопоставлением реальности Криса и фантазии планеты Солярис.
7. Помыть голову во сне не к добру («Зеркало»)
Это довольно жуткая сцена из сна мальчика. В нем он видит свою мать, которая в ночной сорочке моет голову, а затем встает с колен. Мокрые волосы закрывают ее лицо, а поднятые руки и положение в кадре напоминает распятие. После этого камера плавно отъезжает и происходит резкая монтажная склейка. И теперь перед ребенком та же комната, но она пуста и начинает рушиться на глазах. Таким образом Тарковский демонстрировал, что герой не может понять своих родителей и принять то, что у них есть страхи, сомнения и убеждения.
6. Тесная связь с фресками («Андрей Рублев»)
Эпилог фильма с фресками Рублева имел особое значение для Андрея Тарковского. Творения иконописца демонстрируют не только выдающееся видение самого художника, но и, что более важно, то, насколько искусство коренится во всех тех трудностях, взаимоотношениях и наблюдениях, которые испытывает и приобретает человек за свою жизнь. Эпилог разворачивается в виде серии панорам, ракурсов и крупных планов, которые фокусируются на лицах и деталях работ Рублева, но камера никогда не показывает иконы целиком. Во всем этом есть определенная степень погружения, установление более тесной связи.
5. Знаковый поджег («Жертвоприношение»)
В этой сцене постановщик вновь использует свой любимый прием — длинный кадр. В течение пяти минут вы наблюдаете за семьей, которая шокирована тем, что отец поджег дом, совершив то самое жертвоприношение. Тарковский создает впечатление ограниченного пространства, и наблюдать эту сцену — такое же испытание для зрителя, как и для главного героя. В образе горящих стен присутствуют апокалиптические мотивы. Оператор Свен Нюквист сделал так, что камера неподвижна и поворачивается лишь для того, чтобы показать героев, на фоне их горящего прошлого.
4. Борьба с формой-захватчиком («Иваново детство»)
Эта сцена позволяет увидеть мир глазами травмированного войной ребенка. В его жизни вместо детства возник партизанский отряд, а вместо реальности — побег от нее. Иван из рассказа Богомолова ползает по земле, воображая, будто принимает участие в боевых действиях. Периодически камера поворачивается, отзеркаливая луч фонаря Ивана, чья травма возникает видениях: мать, которой больше нет, погибающий ребенок и сам напуганный главный герой. Вы слышите немецкие радиопереговоры, пение, плач и крики — это и есть кульминация картины. В итоге паренек сталкивает с «фашистским захватчиком», который оказывается лишь висящей военной формой. Слезы трудно сдержать.
3. Сарай, который может рассказать о многом («Зеркало»)
Данный эпизод объединил любимые темы Андрея Тарковского. Здесь смешались поэзия, длинные кадры, искажение времени и сравнение воды с огнем. К слову, все то, что вы видите — реплика дома детства самого режиссера. Поэтому именно его голос и зачитывает личные стихи о памяти, трагедии и судьбе. Вместо того, чтобы сразу же последовать за героями к месту горящего сарая, камера медленно обозревает убранство дома, задерживаясь на падающей бутылке и замирая на зеркальном отражении. Это должно вызвать эмоции и чувство близости. В отражении можно увидеть размытое, но яркое нечто, а затем возникают дети, которые смотрят на горящий сарай. Финал проходит под звуки дождя, завораживая и погружая нас в непростые размышления.
2. Песчаная комната разочарований («Сталкер»)
В туннеле «мясорубка» происходит эмоциональная и напряженная сцена «Сталкера». Режиссер попытался сделать так, чтобы зритель почувствовал ощущения Писателя в тот момент, когда он проходит главное испытание. Так, камера оператора следит за каждым движением и реакцией героя на происходящее. А звуки падающих капель воды и шагов по лужам создают атмосферу зыбкой реальности. Темный и загадочный промышленный туннель таит в себе опасность и неизвестность в духе «Пикника на обочине» братьев Стругацких. А растерянный Писатель смотрит прямо на нас, явив свое унижение и неспособность что-либо изменить ни в себе, ни в творчестве. Тарковский поднимает проблему разочаровавшегося человека.
1. Жизненный цикл в одной свече («Ностальгия»)
Кадр с Андреем Горчаковым, который хочет пронести зажженную свечку из одного конца помещения в другое, длится более девяти минут. С третьей попытки ему удается это сделать, но в конце он падает и издает болезненный стон. Для этого эпизода Тарковский попросил установить операторские рельсы, чтобы камера двигалась за героем, постепенно приближаясь к нему по мере достижения им цели. Как только Андрей почти доходит до конца своего пути, вы слышите звуки «Реквиема» Джузеппе Верди. В финале камера фокусируется на крупном плане горящей свече. По задумке режиссера, перед вами наш жизненный цикл, включающий рождение, развитие и смерть. А непрерывность кадра и его длина — это идея человеческой жизни и скоротечности времени.
По промокоду dzenfriends подписчиков канала ждет скидка 20% и подарок — книга на ваш выбор из подборки! Для того, чтобы активировать купон, перейдите по ссылке.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!