Найти тему
Лунная программа

Как и чем космонавты/астронавты на МКС снимают в открытом космосе

Во время своего пребывания на Луне во время шести миссий 1969-72 годов астронавты пользовались среднеформатными камерами шведской фирмы Хассельблад

-2

Камеры были практически такими же, что и на полке в магазине. И что самое главное, никаких специальных чехлов или боксов для камер не брали. Корпус камеры лишь был выкрашен в белый цвет (были и еще изменения, но не о них речь)

Конспирологи, которые уверены, что ни на какой Луне астронавты никакими камерами не снимали, утверждают, что использовать камеру в космическом вакууме в агрессивной среде невозможно. Камера должна обязательно находится в специальном герметичном чехле (боксе). Иначе никак нельзя.

И в качестве доказательств приводят фотографии космонавтов/астронавтов в открытом космосе. Камеры в белых корпусах.

Вот одна статья:

-3
  • "Съемка во время выходов в открытый космос тоже делается обычной камерой, правда она предварительно одевается в герметичный чехол белого цвета — это защищает камеру от чрезмерного нагрева под яркими лучами."

Камера "одевается в герметичный чехол белого цвета"

А это уже рассказывает всем нам прекрасно известный специалист кинопленок Леонид Коновалов. Рассказывает, как его друг и соратник Юрий Елхов демонстрирует свою книгу:

-4

Вот полный текст леонида Коновалова:

  • "Юрий Елхов показал свою книгу “Технология лжи”, где на обложке был изображен астронавт, спускающийся из лунного модуля прямо на лужайку перед Белым домом, и рассказал, что никаких кинокадров и фотографий американцы с Луны привезти не могли, потому что на фотоаппаратах не было никакой защиты ни от радиации, ни от перепада температур – пленка должна оказаться просто засвеченной. А затем показал картинку в книге, как сегодня на МКС производят съемку: фоткамера тщательно защищена специальным корпусом."

"фоткамера тщательно защищена специальным корпусом"

Ему вторит некто под ником Иван Иванов 232:

  • "...отсутствие защиты корпуса фотокамеры от нагревания до 150 гр.С или охлаждения до такой же температуры , а также отсутствие герметичности  и радиационный защиты от гамма-лучей тоже не позволило бы сфотографировать хотя бы один нормальный кадр на Луне. А в момент солнечных вспышек даже умеренной интенсивности  или поясах Ван-Аллен фотопленка мгновенно бы засветилась, что отмечает множество профессиональных фотографов всего мира."

Впрочем, Иван Иванов (также известный под именами Щелоков. Надежда Кузнецова и другими), сам не сочиняет. Он лишь компилирует сочинения того же Коновалова и некоторых других авторов.

Повторим еще раз: Конспирологи уверяют нас, что никакие съемки просто камерой Хассельблад без специального герметичного корпуса поверх нее проводить было невозможно. Это доказывается тем, что в настоящее время космонавты/астронавты на МКС пользуются для внекорабельной съемки камерами в специальных герметичных корпусах. Это в частности не устает приводить в качестве неубиваемого аргумента мой постоянный читатель Михаил Петрович. И не только он. Говорят, что пленка в вакууме расплавиться, сгорит, замерзнет, подвергнется облучению, засветится. Сейчас пленки не используют. Но и с матрицами вакуум творит всякие нехорошие вещи. Одним словом нужен герметичный бокс, в котором камера будет находится в своей родной атмосфере и родном давлении.

Вопрос - а так ли это? Действительно ли на МКС камеры во время внекорабельной деятельности помещаются в герметичный корпус, как нас уверяют а том кинооператоры Елхов и Коновалов?

Просто посмотрим на фотографии этого "герметичного" корпуса и познакомимся с историей его развития:

То, во что облачается фотоаппарат, называется "thermal blanket" (теплоизоляционное одеяло). Чехол работает в диапазоне температур от минус 50 до плюс 110 градусов. Он состоит из двенадцати слоев алюминизированного майлара в качестве главного теплоизоляционного и защитного материала. внутри слой тефлоновой ткани. Этот кожух защищает не только от перегрева, но и от разного мелкого мусора, который может повредить камеру при движении с большой скоростью:

-5

Это первый чехол для пленочной камеры Nikon F3

Nikon F3
Nikon F3

Почему чехол такой большой, если камера маленькая? Потому что раньше можно было купить и присоединить к ручной камере моторный блок. Чехол именно для камеры с моторным блоком. Кто там будет вручную перематывать пленку.

Камера пленочная. Во время срабатывания перемотки вращается круглый диск, который нам виден слева. Для того, чтобы он мог вращаться без помех, в чехле сделан вырез. Также без защиты оставлен и объектив с видоискателем. Ни о какой герметичности и речи нет.

На фотографии выше справа внизу виден хлястик с липучкой. За ней находится контакт для дистанционного управления камерой. Поднимем этот хлястик и увидим контакт:

-7

Специалисты продумали все. Но... не учли одну небольшую мелочь. А как камеру привязать к космонавту? Оказывается, было несколько случаев, когда неприкрепленные камеры отправлялись в свободной космическое плавание. Вскоре к кожуху прикрепили кольцо. Проблема была решена. К кольцу можно было прикреплять шнур с карабином:

-8
-9
-10

А это вид сверху. Слева выемка для объектива. Наверху оставили круглое отверстие для спуска затвора, отверстие внизу для свободного вращения диска, связанного с пленкой (особенность старых пленочных камер). Посредине размещается блок видоискателя. Вообще никак не закрыт.

Как космонавт / астронавт может работать с дистанционным управлением? Вот так:

Брюс Маккэндлесс II
Брюс Маккэндлесс II
Брюс Маккэндлесс II
Брюс Маккэндлесс II

Брюс Маккэндлесс был первым человеком в космосе, который летал БЕЗ страховочного фала, который связывал бы его с кораблем. Совсем как Джордж Клуни в фильме "Гравитация". Случилось это в 1984 году. (Брюс Маккэндлесс умер в 2017 году в возрасте 80 лет).

В 1999 году в космос поднялась новая камера: Nikon F5. Тоже пленочная. Для своего времени это было нечто революционное. Для нее термозащитное одеяло (чехол) немного довели до ума. Теперь он защищал и объектив. Предусмотрели и защиту от дурака - космонавт / астронавт не мог сделать снимок, когда объектив был закрыт чехлом со стороны линзы:

Nikon F5 в чехле
Nikon F5 в чехле
-14

Камера Nikon F5 в руках у Джозефа Таннера во время полета на шаттле Индевор в 2000 году.

-15

Вот так выглядит "термозащитное одеяло" для пленочного аппарата Nikon F5

На смену пленочному Никону пришел цифровой Кодак - DCS760C. Появились и доработки кожуха. Вместо отверстия на месте спусковой кнопки сделали металлическую деталь, которая размещалась точно поверх спусковой кнопки на аппарате:

-16

Внизу вид "термоодеяла" сзади - сторона, обращенная к фотографу.

-17

Вся конструкция работала на липучке. Справа внизу два выхода - для дистанционного управления и для выносного блока питания.

А это чехол для цифрового Никона D2XS

-18
Nikon D2X
Nikon D2X

Я думаю, хватит фотографий "герметичного" корпуса? Кинооператоры могут посмотреть и подумать. Надеюсь. И надеюсь, что Михаил Петрович не будет больше ссылаться на авторитетных киноспециалистов, которые говорят о герметичных корпусах для фотоаппаратов.

Хотя один герметичный корпус все-таки есть. Но не для фотоаппарата, а для вспышки SB-900. Вспышка вакуум не переносит. А фотоаппарат спокойно. Вспышку в действительно герметичном корпусе я обвел красной рамкой:

-20

Выводы:

1. Никаких герметичных корпусов для фотокамер космонавты/астронавты на МКС для внекорабельной деятельности не используют.

2. Елхов со товарищи, которые пишут про герметичные специальные корпуса, ошибаются. Эту ошибку повторяют те, кто им слепо верит

3. Главная функция термозащитных чехлов - не дать камере нагреться и защитить ее от микрометеоритов. На Луне эту функцию выполняла светлая покраска корпуса. И не надо забывать, что на Луне камеры служили лишь несколько часов, тогда как на МКС - годами.

4. Единственный герметичный корпус создан для фотовспышки. Но она применяется на МКС редко и лишь в особых случаях. На Луне фотовспышку не применяли