Найти тему

Раз, два, три, четыре, пять! Я иду ЕГЭ сдавать....

Оглавление

Дорогие читатели! Я предлагаю нам вместе поразмышлять: " А что нужно нам, взрослым (учителям, родителям, психологам), сделать, чтобы вершина под названием "#ЕГЭ" покорилась одиннадцатиклассникам?

Что "мешает" успешно сдать ЕГЭ и как преодолеть эти трудности?

1. Инфантильность

Сразу отмечу: НЕ ВСЕ ДЕТИ ИНФАНТИЛЬНЫЕ.

Инфантильность приобретается через воспитание. Если #родители не позволяют ребенку в начальной школе нести #ответственность за свои действия (например, сама соберу портфель: он же всё позабывает; сама повешу школьную форму: он же не так сделает; сама выберу книгу для внеклассного чтения: я же лучше знаю, что интересно и т.д.), то ребенок привыкает к такой стратегии поведения. Очень удобно жить, зная, что мама соберет, папа решит, дедушка нарисует и т.д. Так шаг за шагом закладывается программа инфантильного человека. В 11 классе родители на вопрос о подготовке к ЕГЭ услышат три варианта ответа:

  • не хочу и не могу ("не учу, потому что много, непонятно, не знаю, как учить, и вообще за три месяца до ЕГЭ я всё успею выучить");
  • не хочу, но могу (пример высказывания примерно такой же, как и в первом случае);
  • не хочу и не могу (самый серьезный случай, так как ребенок не привык систематически самостоятельно проявлять усилия, проявлять настойчивость в достижении цели).

Что делать?

Родителям:

  1. Осознать, что с завтрашнего дня "навалить" кучу ответственности на ребенка будет неверно. Только в сказках за ночь терема строятся да ковры ткутся. Поэтому убираем упреки и обвинения ( вы же сами воспитывали вашего ребенка: или тоже поручили это кому-то другому?).
  2. Хвалить за хорошее, но хвалить за реальное дело, за поступок и т.д. Восхищение и любование без причины оставляем до дня вручения аттестата.
  3. Пресекать "нытье" (и ваше, и ребенка). ЕГЭ требует системы #подготовки, каждодневных усилий, а не жертв со стороны всей семьи.
  4. "Мягкий контроль": не обвиняем ("ты опять не учишь"), а задаем вопросы, интересуемся делами ребенка. Уточняем, просим найти ответ на вопрос, переспрашиваем, просим объяснить. Тем самым мы постепенно вовлекаем ребенка в деятельность.
  5. Спрашивать мнение ребенка: что сварить, что купить, что слушать и т.д. Так мы даем психике инфантильной личности новую установку - сделать самостоятельный выбор.

Учителям:

  1. Для ребенка с инфантильным типом #личности готовим #алгоритмы подготовки к ЕГЭ: план (что нужно выучить за неделю, до завтра - время сдачи четко обозначаем), схемы для заучивания
  2. Разбиваем материал на короткие смысловые отрезки: сделал шаг - эмоциональный отдых -положительное подкрепление (хвалим) - переходим ко второму шагу.
  3. Используем приемы психологической #поддержки ("ты сможешь", " ты уже выучил тему ....")
-2

2. Депрессивность

Обращаю внимание: НЕ ВСЕ ДЕТИ ДЕПРЕССИВНЫЕ

Депрессивность сопровождается устойчивыми грустными мыслями, чувством бесполезности, обесцениванием ( " я лузер", " я провалю ЕГЭ и всех подведу), чувством вины. В физиологическом плане #депрессивность может сопровождаться бессонницей, стойким чувством усталости, снижением внимания, головными болями. Периоды активной подготовки сменяются бездействием, ребенка все раздражает.

Внимание: мы не рассматриваем депрессию. Депрессия - это серьезная болезнь, которая, к счастью, успешно лечится. Если признаки, прочитанные вами выше проявляются очень сильно, очень ярко и часто, то ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБРАТИТЕСЬ К ВРАЧУ!!!!!

Родителям:

  1. Нормализовать сон ребенка: следить, сколько ребенок спит, во сколько ложится спать. Не допускать подготовки к ЕГЭ ночью.
  2. Обеспечить регулярное полноценное питание. Подготовка к ЕГЭ - это не время для диет. Питание должно соответствовать потребностям мозга в белковой пище и полунасыщенных жирных кислотах (рыба, мясо, курица и т.д.) Вы спросите, как связаны депрессивность и питание? Непосредственно. Если у мозга нет "правильного горючего", а только быстро сгораемые конфетки и фаст-фуд, то откуда появятся силы учить, запоминать, контролировать свои действия?
  3. Хвалить. Вновь возвращаемся к целительной силе положительных эмоций. Хвалить, обнимать, нежно прикасаться к ребенку, создавая "подушку" безопасности, выращивая "крылья" за спиной.

Учителям:

  1. Создавать систему "формирующего" оценивания. Мы не просто констатируем число (5,4,3), а объясняем за что, почему, что сделать, чтобы было по-другому. При оценивании мы анализируем РАБОТУ, не даем оценивающие высказывания о личности ученика ("хороший мальчик", "неопрятная работа" - это уже другая история).
  2. Создавать ситуацию #успеха. Учителя, дорогие мои, у вас у каждого в копилочке всегда есть задание, за которое можно поставить "5", потому что по-другому его выполнить невозможно. Поищите в закромах, детям нужно напитаться успешностью, почувствовать себя победителем!

Конечно, формат и объем статьи не позволяет мне отразить все психологические проблемы подготовки к ЕГЭ, но я обязательно вернусь к этой важной теме.

Ваш психолог, Татьяна Жабакова!