Найти тему
АртовПортал

О том, как станция III класса, рассказала о дороге из Москвы в Курляндию

Фото вокзала в г. Зубцов, 1972 г. Из коллекции Л. Капосиной
Фото вокзала в г. Зубцов, 1972 г. Из коллекции Л. Капосиной

Станция Зубцов открылась в 1901 г. в составе Московско-Виндавской железной дороги, соединившей Центральную Россию с незамерзающим портом Виндава в Прибалтике (ныне город Вентспилс – прим. Автора).

В начале ХХ века она относилась к III классу пути, однако путеводитель 1909 г. отмечал: «…хотя это и пригородная (то есть находящаяся при городе) станция, но по незначительности своей коммерческой деятельности она ничем не отличается от станций IV класса за исключением лишь того, что пассажирское здание её имеет несколько большие размеры и буфет». А ещё тем, что не далеко от неё через реку Вазуза есть два очень оригинальных моста. Все три предмета истории создают весьма гармоничную картинку .

Железнодорожный мост через р. Вазуза, 1900-е годы. Фото из открытых источников
Железнодорожный мост через р. Вазуза, 1900-е годы. Фото из открытых источников

Меня очень привлекает сам домик, он и сегодня хорош, опрятен и манит войти внутрь, но, увы. Внутри рабочая территория, службы, обслуживающие дорогу и туда не пускают.

Но название, Московско-Виндавская железная дорога звучит экзотично и волнующее. Решила посмотреть, что же это?

Железнодорожный мост через р. Вазуза, 1900-е годы. Фото из открытых источников
Железнодорожный мост через р. Вазуза, 1900-е годы. Фото из открытых источников

Дорога шла из Москвы в Курляндию. Соответственно начальная точка Курляндский вокзал в Москве. Где это спросите вы? Почти на Проспекте Мира – Рижский вокзал.

Виндавский вокзал в Москве 1901 год. Фото из открытых источников
Виндавский вокзал в Москве 1901 год. Фото из открытых источников

Знакомьтесь: с 1901 по 1930 годы он имел тройное название Виндавский или Курляндский, ближе к 1930-м Балтийский, потом стал именоваться Ржевским, а с 1948 года Рижским, каким мы его с вами и знаем.

Рекламная открытка. 1903 год. Фото из открытых источников
Рекламная открытка. 1903 год. Фото из открытых источников

Конечной точкой была Виндава – водный путь. В Виндаве вокзал почти сразу за разводным мостом. Тут главной магистралью, для пассажиров, железная дорога никогда не была, а вот для грузов: на экспорт везли российские зерно, лес и текстиль, а на импорт - оборудование для московских (и не только) фабрик.

Грузовой узел Ржеве. Фото из открытых источников
Грузовой узел Ржеве. Фото из открытых источников

Кроме того, она была коридором "восток-запад" для переброски войск грядущей Первой Мировой войны.

Рекламная открытка "Виндава. Вокзал" 1900-е годы. Фото из открытых источников
Рекламная открытка "Виндава. Вокзал" 1900-е годы. Фото из открытых источников

При Курляндском герцогстве в городе были верфи и порт, из которого корабли уходили в Гвинейский залив и Карибское море. Значит если доставить туда товар, то перспективы дальнейшего его перемещения огромны. А пассажиры, эти по необходимости.

Рекламная открытка. 1900-е годы. Фото из открытых источников
Рекламная открытка. 1900-е годы. Фото из открытых источников

Ныне пассажирские поезда в Вентспилс не ходят совсем, а в советское время ходил дизель из Риги и грузопассажирский из Лиепаи. Ещё раньше, до 1960-х, была узкоколейка, для удаленных коротких точек. Товарные составы теперь идут напрямую в порт. Станция совершенно пустынна, она просто история города.

Виндава, вокзал, современный вид. Фото из открытых источников
Виндава, вокзал, современный вид. Фото из открытых источников

Елена Артова

Подписывайтесь на канал, ставьте пальчик вверх, комментируйте, делитесь с друзьями. Это помогает каналу стать интереснее и полезнее для Вас. Канал "АртовПортал" работает для Вас.