Станция Зубцов открылась в 1901 г. в составе Московско-Виндавской железной дороги, соединившей Центральную Россию с незамерзающим портом Виндава в Прибалтике (ныне город Вентспилс – прим. Автора).
В начале ХХ века она относилась к III классу пути, однако путеводитель 1909 г. отмечал: «…хотя это и пригородная (то есть находящаяся при городе) станция, но по незначительности своей коммерческой деятельности она ничем не отличается от станций IV класса за исключением лишь того, что пассажирское здание её имеет несколько большие размеры и буфет». А ещё тем, что не далеко от неё через реку Вазуза есть два очень оригинальных моста. Все три предмета истории создают весьма гармоничную картинку .
Меня очень привлекает сам домик, он и сегодня хорош, опрятен и манит войти внутрь, но, увы. Внутри рабочая территория, службы, обслуживающие дорогу и туда не пускают.
Но название, Московско-Виндавская железная дорога звучит экзотично и волнующее. Решила посмотреть, что же это?
Дорога шла из Москвы в Курляндию. Соответственно начальная точка Курляндский вокзал в Москве. Где это спросите вы? Почти на Проспекте Мира – Рижский вокзал.
Знакомьтесь: с 1901 по 1930 годы он имел тройное название Виндавский или Курляндский, ближе к 1930-м Балтийский, потом стал именоваться Ржевским, а с 1948 года Рижским, каким мы его с вами и знаем.
Конечной точкой была Виндава – водный путь. В Виндаве вокзал почти сразу за разводным мостом. Тут главной магистралью, для пассажиров, железная дорога никогда не была, а вот для грузов: на экспорт везли российские зерно, лес и текстиль, а на импорт - оборудование для московских (и не только) фабрик.
Кроме того, она была коридором "восток-запад" для переброски войск грядущей Первой Мировой войны.
При Курляндском герцогстве в городе были верфи и порт, из которого корабли уходили в Гвинейский залив и Карибское море. Значит если доставить туда товар, то перспективы дальнейшего его перемещения огромны. А пассажиры, эти по необходимости.
Ныне пассажирские поезда в Вентспилс не ходят совсем, а в советское время ходил дизель из Риги и грузопассажирский из Лиепаи. Ещё раньше, до 1960-х, была узкоколейка, для удаленных коротких точек. Товарные составы теперь идут напрямую в порт. Станция совершенно пустынна, она просто история города.
Елена Артова
Подписывайтесь на канал, ставьте пальчик вверх, комментируйте, делитесь с друзьями. Это помогает каналу стать интереснее и полезнее для Вас. Канал "АртовПортал" работает для Вас.