Значительный вклад в развитие челюстно-лицевой хирургии внес Северин Тигерштедт — зубной врач Киевского военного госпиталя. Он создал универсальную методику лечения переломов челюстей, которая используется и сейчас.
В Российской империи челюстно-лицевой хирургии как самостоятельной дисциплины не существовало. С началом Первой мировой войны возросла необходимость лечения травм челюстей: огнестрельные ранения нижней части черепа вызывали осложнения, и многие солдаты умирали.
Тогда лечение челюстно-лицевых травм было крайне неэффективным. Во-первых, отсутствовала специализированная помощь (лечением занимались обычные хирурги, не знавшие тонкости зубоврачебного дела). Во-вторых, эвакуация раненых солдат в госпитали занимала несколько дней, а иногда даже недель. В-третьих, врачи недооценивали значение правильного закрепления отломков челюстей для заживления их в правильном положении.
Северин Тигерштадт нашел простое и гениальное решение: он взял тонкую алюминиевую проволоку и придал ей форму, точно повторяющую изгиб челюсти пациента, а затем прикрепил ее к зубам. Тигерштедт создал 5 видов шин для лечения различных травм челюсти:
- Гладкая шина-скоба
- Шина с распорочным изгибом в области дефекта зубного ряда
- Шина с зацепными петлями
- Шина с наклонной плоскостью
- Шина с удерживающей плоскостью
Применение шин повысило процент возвращенных в строй бойцов. Например, во время Русско-турецкой войны в армию возвращались всего 10% солдат с травмами челюсти, а в Первую мировую — их стало в два раза больше.
Система наложения индивидуальных проволочных шин Тигерштедта стала универсальной и доступной. Это достижение подняло зубоврачевание на новую ступень и повлияло на становление челюстно-лицевой хирургии как самостоятельного раздела медицины.
Спонсор материала — интернет-магазин стоматологических материалов «ВЛАДМИВА».