Станция Верхотурье Свердловской области – военно-строительный отряд 846 Министерства обороны Советского Союза (МО СССР ВСО 846).
Недалеко от железнодорожной станции Верхотурье находился леспромхоз на котором велась заготовка и переработка уральского леса из хлыстов (стволов) в кругляк, из кругляка в пиломатериал, и отправку этого пиломатериала потребителям. Основным потребителем этого пиломатериала и леса кругляка было министерство обороны Советского Союза.
При леспромхозе был военно-строительный отряд №846, военнослужащие которого работали на этом предприятии. На заготовке леса, на делянках, в Верхотурском районе – 2-я рота ВСО; на раскряжёвке, распиловке леса на транспортёрной эстакаде, погрузки в вагоны леса-кругляка, пиломатериала – 1-я рота; на раскряжёвке, распиловке хлыстов на ПЛХ, подачу кругляка на пилораму, распиловку кругляка пилорамой на пиломатериал, сортировку пиломатериала по размерам в пачки (штабеля) – 3-я рота; вывозкой хлыстов с квартальных делянок занималось верхотурское автотранспортное предприятие на прицепах-раструбах Зил-130.
В городе Верхняя Тура, на разъезде 767, стояла отдельная военно-строительная рота военно-строительного отряда 846 (ОВСР р/д 767 ВСО 846 МО СССР). Она также занималась заготовкой и переработкой леса в пиломатериал. Здесь вывозка леса с делянок производилась по узкоколейке железнодорожными составами на площадку распиловки.
Ещё одна отдельная рота ВСО 846 стояла в Московской области (г. Жуковский) при леспромхозе. Она занималась санитарной рубкой леса.
Командир батальона – подполковник Гончаров Юрий Иванович (с июня 1978 года стал капитан Чернычук), начальник штаба – капитан Синица, командир 1-й роты – старший лейтенант Липницкий; командир 2-й роты – старший лейтенант Степанов; командир 3-й роты – капитан Климшин.
Территория военно-строительного отряда находилась недалеко от железнодорожной станции Верхотурье, от которой на промплощадку леспромхоза вела железнодорожная ветка, по которой подавались железнодорожные вагоны на погрузку готового пиломатериала и отправку его потребителям.
Сама территория воинской части была рядом с промплощадкой, через дорогу, размером примерно 500х500 метров, обнесена деревянным, дощатым забором.
Ворота КПП металлические, с красными звёздами. Справа от ворот небольшое здание КПП из белого силикатного кирпича. Слева от КПП небольшое одноэтажное здание магазина военторга. На одной линии с военторгом, по ходу вглубь территории части, одноэтажное здание штаба батальона.
За воротами КПП начинается асфальтированный плац батальона.
Прямо за плацем, на противоположной стороне от КПП, казарма 1-й роты (с левой стороны) и казарма 3-й роты (с правой стороны), из деревянного соснового бруса, покрытые шифером.
Справа от КПП и справа от плаца - батальонный клуб для проведения торжественных мероприятий, концертов и показа художественных фильмов по субботам.
Налево от плаца, за штабом, асфальтированная дорога к батальонной столовой. И через метров сто, сама столовая на 300 – 400 человек. В столовой, по обе стороны от прохода, по 15 рядов с каждой стороны, длинные столы на десять человек. С противоположной стороны от входной двери - раздаточное окно.
За штабом, параллельно дороге, спортплощадка.
За зданием военторга и штаба, параллельно ограде и спортплощадки, стоят здания: медсанчасти, сапожная и швейная мастерские, банно-прачечный комбинат, казарма 2-й роты.
Между казармой 2-й роты, столовой и спортплощадкой – плац 2-й роты.
За столовой, метрах в ста, подсобное хозяйство – свиноферма.
Военные строители 1-й и 3-й роты работали на промплощадке в две смены. Отделение погрузки 1-й роты – работало ненормированный рабочий день. Вагоны на погрузку ставили в 0-00 часов, так как сутки на железной дороге начинаются в 0 часов 00 минут.
Военные строители 2-й роты – работали ненормированный рабочий день. Они на неделю выезжали в полевые условия, в тайгу на делянку, за 40-60 километров от отряда и жили в полевых условиях, в тайге. В лесу работали 5 дней, приезжали из леса в пятницу вечером. Суббота была отведена для общественно - политических занятий и строевых, а также как банный день. Воскресенье свободный день. В лес уезжали в понедельник, в 8-30, после развода. Понедельник, 8-00 отрядный развод на плацу, ротной колонной за ворота КПП. За воротами ждёт машина. Погрузка в машину, и в лес на неделю.
За время своей службы военный строитель должен был обработать себя, то есть заработать деньги и заплатить государству за своё содержание в воинской части: за спальное помещение, за питание, за обмундирование, за помывку, за свет, за воду, за развлекательные мероприятия в клубе. На руки военному строителю, из его зарплаты, ежемесячно выдавали 4 рубля: на подшивку воротничков, на конверты для писем, ну и на остальную мелочь, которую можно приобрести в военторге.
За время службы военному строителю выдавалось обмундирование (за его же заработанные деньги): парадная форма – одна на два года; шинель – одна на два года; шапка-ушанка – одна на два года; сапоги кирзовые – одна пара на один год; повседневная форма из хлопчатобумажной ткани (х/б - повседневная) – одна на один год; бушлат – один на два года; телогрейка (фуфайка) – одна на два года; штаны ватные, стёганые – одни на два года; рабочая форма – одна на полгода; ремень солдатский – один на два года; рукавицы однопалые, зимние, тёплые – одна пара на один год; рукавицы брезентовые – одна пара на полгода; нижнее бельё: трусы, майка, летние кальсоны, зимние кальсоны – по одному комплекту на два года; портянки: летние, зимние – по одному комплекту на один год; пилотка – одна на один год; валенки – одна пара на два года.
При этом, при демобилизации, военный строитель получал счёт-карточку на сумму от 500 рублей до 2000 рублей, в зависимости от специальности и места его работы. С этого счёта-карточки можно было снять деньги по истечении месяца после демобилизации.
Питание в столовой было по солдатскому рациону – всегда всего хватало, недостатка в еде не было, варили вкусно и кормили хорошо (и в отряде, и в полевых условиях – в тайге), наедались все, можно было просить добавочную порцию.
Во всех ротах были санинструктора: либо с медицинским образованием (медицинское училище), либо посылали с очередного призыва в Чебаркульское учебное подразделение (в учебку) на 6 месяцев три человека на санинструкторов. Вторая рота, санинструктор – Владимир Луб – Львовское медицинское училище. Первая и третья роты, санинструктор – Игорь Комарницкий - Львовское медицинское училище.
Распорядок дня отряда: в 6-00 подъём и первой и второй смен, зарядка, завтрак, в 8-00 развод на плацу – первая смена взводной колонной на промплощадку на работу, вторая смена занятия на плацу и в помещении до 16-00. В 16-45 вторая смена взводной колонной на работу до 01-00 ночи. В 22-00 отбой для первой смены.
Шестидневная рабочая неделя.
Ежегодно каждое второе воскресенье августа отмечался День военного строителя.
Подъём в 7-00; праздничный завтрак: кофе с печеньем, яйцо, шоколад; утренний развод на плацу: присвоение очередных армейских званий, присвоение знака «Отличник военного строительства»; после развода игры и спортивные мероприятия на спортплощадке; праздничный ужин с подведением итогов спортивного дня.
После ужина танцы в батальонном клубе под живую музыку вокально-инструментального отрядного ансамбля (ВИА). Вечер открытых дверей. На праздничный вечер, танцы, приглашались юноши и девушки со станции Верхотурье, из города и близлежащих посёлков.
Спасибо Вам за то, что прочитали эту статью.