Если вы когда-нибудь были в Индонезии, то наверняка могли заметить, какие электрички курсируют из пригородов в столицу страны Джакарту и обратно. Они не то что переполнены, а буквально облеплены пассажирами. И связано это с тем, что подвижного состава мало, а желающих жить в пригородах, а работать в столице, много. И поэтому чтобы удерживать цену на билет на минимальном уровне, количество электропоездов не увеличивают.
Это для России какой-нибудь зацепер, существующий в единственном экземпляре, если и зацепится за электричку, то точно попадёт в сводки новостей. Потому что все профильные службы тут же начнут им заниматься.
В Индонезии же нет такого понятия как зацепер, потому что они там все зацеперы:
И если раньше мне доводилось видеть, как в Индии курсируют похожие поезда, то там ситуация была принципиально иной: там были именно поезда, а не электрички, и тянули их тепловозы по неэлектрифицированным участкам железных дорог.
В Индонезии же всё гораздо жёстче, потому что пассажиры вынуждены не только цепляться и буквально висеть на вагонах, но ещё и залезать на крышу. А там совсем близко контактный провод с постоянным напряжением в 3000 вольт. И отсюда возникает вопрос: как этих пассажиров на крыше не бьёт током?
Если присмотреться, то сама крыша не имеет никаких специальных изолирующих настилов, а люди буквально сидят вокруг пантографов. И при этом никого почему-то током не бьёт. Вся эта ситуация ухудшается ещё и тем, что люди в прямом смысле держатся друг за друга, потому что сидят вплотную друг к другу. А это значит, что если один человек коснётся пантографа, или же другого токоведущего элемента, или же вообще решит встать и дотянется до самого провода, то под напряжение могут попасть и едущие рядом с ним на крыше соседи.
Ситуация, которая сложилась в Индонезии с электричками на Джакарту вообще немыслимая с точки зрения здравого смысла. Как местное Министерство транспорта такое допускает? Никому и в голову не придёт обесточить контактную сеть и перевезти эти вагоны на тепловозную тягу.
И чтобы выяснить, как на крышах электричках вообще люди едут, пришлось обратиться к одному из машинистов локомотивной бригады. Хорошо, что он говорил на малайском, потому что у них здесь около 700 языков в использовании.
Так вот, как удалось выяснить, электропоезда не набирают скорость больше 50 км/ч. Это связано с безопасностью. Если скорость будет 90 - 100 км/ч, то людей просто сдует с крыши.
Также в ходе расспросов удалось узнать, что власти распорядились понизить напряжение на контактном проводе с 3000 вольт до 1500 вольт в целях безопасности. Считается, полтора киловольта - это не так страшно. Подумаешь, 1500 вольт.
Проблема в том, что тяговое электрооборудование самих электричек не менялось с переходом на напряжение, которое вдвое меньше номинального. А это значит, что потребляемый ток тоже просел в два раза. В результате мощность снизилась в четыре раза. И поэтому электрички медленно разгоняются. И это, кстати, тоже пошло на пользу, потому что при очень плавном ускорении пассажиры с крыши не слетают.
Однако же если кто-то намеренно встанет в полный рост и коснётся провода, то последствия будут мгновенными. Причём случаи попадания под напряжение по статистике довольно редки. И поэтому ради блага большинства приходится вот так рисковать. Пассажиры у нас опытные, а кто боится - тот едет внутри вагонов в духоте. А на крыше не жарко и воздух свежий, так что нужно искать и свои плюсы помимо очевидных минусов.
На вопрос - почему не покрыть крышу деревянными настилами для повышения электробезопасности - машинист ответил коротко и ясно:
Дождь пойдёт, и что будем делать? Не ехать на работу или же домой не возвращаться? Деревянные настилы работают в сухую погоду. В сезон дождей они намокают и хорошо проводят ток, так что от них толку мало.