В медицине «толерантность — [это] снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов». [Большой толковый медицинский словарь. 2001]. В социологии «толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям».
Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости, и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763г) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. В XIX и ХХ вв. проблема нетерпимости, приводящая к конфликтам, стала предметом изучения социологов. И сейчас, в веке ХХI, проблема толерантности социологами не обходится стороной. Тем более проблема терпимости, а вернее – нетерпимости, в современной ситуации ряда событий на политической арене стоит очень остро.
Если в соперничестве соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте соперники делаются противниками, и противники пытаются навязать друг другу свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними).
В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов. [M.A. Семашко. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках. Электронный научно-педагогический журнал, 2007] Мне лично понятно с какой целью, кем и в связи с какими событиями был пущен в оборот речи понятие «толерантность» в России. Это нужно было для снижения нормальной реакции россиян на чуждую им идеологию.
Словари определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям [Виктор Франкл, Абдулатипов Р.Г. ] или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». В том, что все современные словари однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости, я вижу политическую спекуляцию понятиями, целью которой [спекуляции, подмены одного смысла другим] является обмануть. Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), «толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно. По-другому, толерантность - это пособничество противнику, если есть конфликт, или сопернику, если есть соперничество. Терпимость это терпеть лишения, но делать то, что нужно. Но, считая, что понятия «толерантность» и «терпимость» являются системными, смысл каждого термина нужно определять в совокупности соотношений события, если ситуация развернулась, или ситуации, если в процессе развертывания.
Я к чему весь этот «политес»-то развожу: «Покуда Петр мылся и чистился, Анна Ивановна делала политес: взяла с подноса по рюмке тминной водки, поднесла гостям, спросила каждого о здоровье и — «давно ли изволили прибыть в Москву и не терпите ли какой нужды?» [A. Н. Толстой, «Петр Первый»]? А к тому, что уже не знаю как относиться к фантазиям специалистов КА на тему основных приемов метода КА. Мне все чаще попадаются примеры отсутствия знания основных состояний сознания терапевта у работающих методом биодинамического центрирования «Касание ангела». Меня всегда настораживали вопросы, которые для меня свидетельствовали об отсутствии нужного клинического мышления: что делать при том или ином диагнозе. Теперь к этому прибавляется непонимание что такое присутствие. А это меня не то что настораживает, а сильно беспокоит. Беспокоит, потому что состояние сознания терапевта «присутствие» является экзистенциальной потребностью - потребностью в безопасности. Если у специалиста нет понимания в этом, то под угрозой его здоровье.
На семинаре КА-1 про все необходимые для работы состояния сознания даются пояснения и прорабатываются на практике. Ведется запись семинара. Если про прошествии какого-то времени появляются вопросы, то всегда есть возможность обратиться к этим записям и вспомнить, а не фантазировать. Все эти фантазии, на мой взгляд, рождаются из стремления упростить, редуцировать техники изменения состояния сознания. Ведь это только со стороны кажется, что специалист в работе ничего не делает, но в это время происходит огромная работа сознанием. По прошествии какого-то времени после семинара всегда появляются вопросы, потому что на самом первом семинаре человек приходит не готовый воспринимать знания, которые касаются работы с сознанием и сознанием. Человек приходит воспринимать информацию, которую можно встроить в имеющийся опыт. Но я сразу же предупреждаю, что те знания, которые вы будете получать, для вас будут новыми. И как всякое новое эти знания будут примеряться к имеющемуся опыту и чаще всего отвергаться.
Но ведь я не даю возможность отвергать, правда же? Я на практике даю вам прочувствовать каждое состояние сознания, так ведь? Как можно отрицать то, что прочувствовал в ощущениях? Получение новых знаний становится под моим натиском становится неизбежным. В психологии известны стадии принятия неизбежного - отрицание, гнев, торг, депрессия, смирение. Чаще всего на семинаре я подавляю проявления этих стадий, потому что у меня стоит задача – научить. Сопли жевать во время обучения нет времени. Сопли появляются после семинара: все эти стадии принятия начинают нагонять уже по прошествии какого-то времени, и тогда возникают вопросы.
Тогда задаются вопросы. Ответы на них есть в тех же видео семинаров. Может лень искать? Или страшно вновь переживать эти стадии принятия? Ну, если не переживать вновь, то не хочется их вспоминать? Как бы там не было, я решил реагировать – решил реализовать свою задумку и выпускать обучающие видео. Первым на очереди к выпуску видео про присутствие.