Канадский психолог Гордон Ньюфелд продолжил исследования и дополнил теорию привязанности Боулби.
Он выделили 6 уровней (этапов) психологической привязанности, которые сменяют друг друга каждый год дошкольной жизни ребёнка.
А о том, как теория привязанность может помочь в воспитании, расскажу в следующем посте.
Этапы формирования привязанности
✅ Самый базовый уровень привязанности-привязанность через органы ЧУВСТВ.
Существует 5 основных органов чувств, через которые человек получает информацию из окружающего мира: глаза (зрение), язык (вкус), уши (слух), нос (обоняние), кожа (осязание, ощущение боли, температуры).
Базовый уровень привязанности начинает формироваться с рождения ребёнка.
Для того, чтобы выжить, младенцу необходимо быть в постоянном физическом контакте со взрослым, который о нем заботится. Мозг новорожденного постоянно занят тем, что следит за наличием привязанности: если ребёнок не находится в непосредственном физическом контакте со взрослым, то он должен его хотя бы слышать, видеть, обонять.
Даже, в случае последующего «повреждения» привязанности, желание ребёнка быть с теми, к кому он привязался посредством чувств, исчезает последним.
Поэтому так важен телесный контакт, прикосновения к ребёнку, особенно в первый год жизни.
Здесь, для наглядности, приведу пример с собакой 🐶 (хоть это и не ребёнок, но ученые доказали, что животные испытывают такие же типы привязанности, как и люди). Собака 🐕🦺 на всю жизнь запомнит того, к кому была привязана. Привязанность - это биологический инстинкт!
✅ На втором году жизни появляется второй уровень — развитие привязанности посредством похожести. Ребёнок пытается имитировать поведение тех, кого он любит.
Малыш начинает ощущать, что быть близким с мамой или папой можно не только находясь непосредственно рядом с ними, но и будучи похожим на них. Он старается быть похожим на родителей: в поведении, в интонациях, в предпочтениях. Теперь ребенку очень важно быть таким же, как его родители.
✅ В 3 года формируется привязанность посредством верности. У ребенка начинают проявляться эмоции обладания и ревности.
Способ быть близким — это владеть тем, кого любишь, и принадлежать к тем, кто любит тебя. «Я принадлежу своим маме и папе, а они принадлежат мне».
Дети начинают искать подтверждения тому, что они принадлежат своей семье, своему клану, либо начинают искать на стороне, кому бы принадлежать.
✅ Четвёртый уровень - в четыре года — появление у ребёнка желания собственной важности и значимости. Ребенок хочет, чтобы им дорожили.
Малыш начинает ощущать, что мама и папа близки с теми, кем они дорожат. А чтобы быть дорогим, надо быть хорошим. Ребенок хочет понравиться, ищет подтверждения своей важности для родителей. И когда родители чем-то недовольны, то ребенок в этом возрасте старается очень быстро получить одобрение родителей. Он готов подчиняться правилам.
✅ В пять лет ребёнок начинает осознавать, что такое любовь: говорить о ней и всячески выражать её.
Он отдаёт нам своё сердце. Если раньше ребенок говорил «люблю маму» больше имитируя других, то теперь он «ЛЮБИТ маму», поёт песни о любви и рисует открытки и сердечки. Это привязанность через эмоциональную близость, уровень, на котором ребёнок готов расставаться с дорогими ему людьми на довольно продолжительные промежутки времени. Ему уже не нужно физическое присутствие привязанности, чтобы сохранить ощущение контакта и близости.
✅ На шестом уровне привязанности ребёнок хочет быть познанным, делиться своими секретами, мыслями и быть понятым.
Ребёнок начинает делиться своими тайнами, чтобы родители его лучше понимали, чтобы быть ближе к ним. Ему хочется, чтобы мама и папа знали его изнутри. Это не правдивость, это именно желание быть близким. На этом этапе очень важно отнестись с уважением к секретам ребёнка, не обесценивая его чувства и мысли (даже если нам самим эти ситуации кажутся глупыми).
Психологическая привязанность — самый глубокий уровень привязанности и самый уязвимый. К сожалению, не каждый взрослый имеет опыт подобной привязанности.
❗️Родителям важно поощрять зависимость от них ребёнка тогда, когда ребенку это необходимо. Детскую самостоятельность не нужно ускорять, она придет лишь в определённое время.
А о том, как теория привязанность может помочь в воспитании, расскажу в следующем посте.
#теория привязанности
#воспитание детей
#психология женщин
#отношения с детьми
#зависимые отношения
#зависимость от родителй
#сепарация от родителей
#клиническая психология
#синельникова марина
#психолог синельникова