Найти тему

АКСМ-101 – неказистый белорусский троллейбус

Всем привет!

После развала СССР материально-техническая база была слишком слабой, чтобы создавать что-то принципиально новое. По дорогам продолжали колесить автомобили советского производства, а в городах вовсю ездили старые автобусы и троллейбусы. Если и появлялся какой-то новый транспорт, то созданный на базе советских машин. Очередной яркий тому пример – белорусский АКСМ-101.

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

Внешний вид нашего героя, появившегося в 1994 на минском заводе «Белкоммунмаш», сразу говорит о том, создавался троллейбус на базе легендарного ЗиУ-9. Общая концепция машины осталась прежней: тот же кузов, широкие складные двери для пассажиров и электромотор мощностью 115 кВт. Внешние изменения можно по пальцам пересчитать: АКСМ-101 выдают лишь фары и измененный отсек для электрооборудования на крыше.

Сзади же троллейбус – полноценный ЗиУ-9:

АКСМ-101 сзади. Источник фото: transphoto.org
АКСМ-101 сзади. Источник фото: transphoto.org

Салон по сути тоже не изменился: в нем 30 сидячих мест и задняя накопительная площадка, а всего в троллейбусе могло ехать 114 человек.

Салон АКСМ-101. Источник фото: transphoto.org
Салон АКСМ-101. Источник фото: transphoto.org

АКСМ-101 выпускался до 2003 г., и всего было создано 516 таких троллейбусов. Их облик со временем незначительно менялся: первые машины практически не отличались от классического ЗиУ-682:

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

В 1997 г. произошла небольшая переделка модели: незначительно изменилось электрооборудование, а фары стали прямоугольными и переместились вниз. Такие машины получили дополнительный индекс ПС:

АКСМ-101ПС. Источник фото: transphoto.org
АКСМ-101ПС. Источник фото: transphoto.org

Эти троллейбусы в основном работали в белорусских городах, но часть машин попала в нашу страну и, несмотря на устаревшую конструкцию, как могла помогала поддерживать городские перевозки. Один экземпляр попал и в Красноярск. Среднестатистический горожанин не отличил бы его от классического троллейбуса, но когда все красноярские троллейбусы перекрасили в белый цвет, то спереди стала просвечиваться эмблема, отличная от значка Завода им. Урицкого.

АКСМ-101 на маршруте в Красноярске. Источник фото: ttransport.ru
АКСМ-101 на маршруте в Красноярске. Источник фото: ttransport.ru

Все же более заметными они стали в Москве и Питере. Самое интересное то, что на просторах Интернета встречаются снимки московского экземпляра, которого сохранили для музея городского транспорта:

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

От этого возникает вопрос, что с ним случилось после закрытия московского троллейбуса. Спорить на эту тему можно долго, и все же хочется надеяться, что данный экземпляр все-таки продолжает жить, тем более ничего не известно об уцелевших троллейбусах этой модели в других городах. Несмотря на неказистую внешность и устаревшую конструкцию, АКСМ-101 – часть нашей истории, а для некоторых даже «троллейбус детства» по аналогии с ЗиУ-9 и советскими автобусами, так что он стоит того, чтобы его сохранить для потомков.

Бывали ли такие троллейбусы в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!