Найти в Дзене
Ретро-Исилькуль

Всё начиналось с балалайки...

Оглавление

«Двухэтажное кирпичное здание на невысоком ленточном фундаменте. В плане здание П-образной формы с двумя сильно выступающими ризалитами главного фасада. Правый ризалит подчеркнут невысоким кольцом, четырьмя полукольцами и завершен треугольным фронтоном с лепным орнаментом на тимпане и декоративным элементом на вершине фронтона. Плоскость левого ризалита и центральной части главного фасада равномерно расчленены простыми пилястрами. Межэтажное членение ризалитов выражено круглыми медальонами. Крыша покрыта кровельным железом. На крыше левого ризалита и центральной части главного фасада парапет в виде тумб, выложенных из кирпича и парапетной металлической решетки. На крыше правого ризалита парапетная стенка. Окна прямоугольной сильно вытянутой формы. Стены оштукатурены и окрашены, их завершением служит широкий фриз и профлированный карниз небольшого выноса».

Это затейливое описание из паспорта здания, являющегося памятником истории и культуры СССР. Оно построено в 20-х годах прошлого века и стоит по сей день в нашем городе по адресу Железнодорожный проспект, 8.

Здание Исилькульского историко-краеведческого музея.
Здание Исилькульского историко-краеведческого музея.

В 1922 году железнодорожники станции Исилькуль стали инициаторами создания рабочего клуба. Первоначально клуб занимал одно из помещений на южной стороне станции. А в 1925 году приступили к строительству нового здания, которое было завершено в 1926 году.

Вот как в 1980 году на страницах газеты «Знамя» («У клуба – имя вождя», № 65, 22 апреля 1980 года) описывал историю создания и первые годы деятельности клуба исилькульский краевед Иван Семенович Петрищев: «… К концу 1922 года, т.е. к моменту, когда была образована великая держава СССР, советские люди уже полным ходом развертывали культурную революцию… Самым революционным отрядом в нашем рабочем поселке были железнодорожники. Они быстро наладили свое хозяйство: в депо производили ремонт паровозов, подвижного состава. Они же стали и инициаторами создания рабочего клуба. На южной стороне станции нашлось подходящее помещение.

- Если мы поработаем 2-3 субботника, - вдохновлял товарище старый большевик И.Я. Щередин, - то мы это дело решим очень быстро.

…Началось с балалайки, гармошки и других атрибутов, составляющих материальную базу. …Появились кружки художественной самодеятельности: танцевальный, хоровой… В числе первых самодеятельных артистов, страстных любителей драматического искусства были братья Филатовы, Богомоловы, Щемелевы, сестры Алексеевы, А. Шарабыкина, А. Мечинская, М. Борисов, А. Никольченко, С. Гусев, члены семей железнодорожников Ф. Пронюшкина, Л. Рузаева и многие другие. На сцене рабочего клуба в начале 20-х годов появились первые постановки: «9 января», «Ванька-ключник», «Вишевый сад», «Предложение», «Медведь» и другие. Репертуар музыкального и хорового кружков включал революционные гимны, песни гражданской войны.

Значительный вклад в художественное оформление клуба, изготовление декораций внесли художники Я. Захаров и С. Волков.

В те же годы при клубе была создана изба-читальня с небольшим книжным фондом…

В 1924 году, после смерти В.И. Ленина, рабочие и служащие обратились в райком профсоюза железнодорожников с просьбой о присвоении рабочему клубу имени Ленина. Просьба была удовлетворена.

А два года спустя было построено новое, существующее и ныне здание для клуба. Конечно, с переходом в новое просторное здание деятельность клуба активизировалась. Была создана агитбригада «Синяя блуза», кружки художественной гимнастики, духовой, физкультурно-атлетический, работала опереточная группа…»

1932 год.
1932 год.

Духовой оркестр клуба им. Ленина, 1933 год.
Духовой оркестр клуба им. Ленина, 1933 год.
Струнный оркестр клуба им. Ленина, 1934 год.
Струнный оркестр клуба им. Ленина, 1934 год.

В 40-х годах в клубной жизни был перерыв. В соответствии с Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 5 ноября 1940 года о создании 47 учебных эскадрилий ГВФ, Постановлением коллегии Главного управления ГВФ «О подготовке лётных кадров» от 10 декабря 1940 года в начале 1941 г. при всех управлениях ГВФ были созданы учебные авиаэскадрильи, в том числе и 111 Исиль-Кульская. Сюда направляли юношей призывного возраста с соответствующим уровнем технических знаний. Здесь они получали первые теоретические знания и практические навыки самолетовождения. Преподавателей и инструкторов подбирали из числа самых опытных летчиков, которые занимались именно первоначальной подготовкой пилотов для дальнейшего обучения в авиационных училищах. В здании клуба железнодорожников разместилось общежитие летчиков.

Курсанты летной школы.
Курсанты летной школы.

В 1945 году было принято решение перебазировать Исиль-Кульскую авиашколу в г. Сасово (Рязанская область). Здание клуба железнодорожников вернулось к своему изначальному предназначению.

4 мая 1949 года газета «Социалистическое строительство» писала: «30 апреля в клубе им. Ленина состоялось торжественное заседание советских, партийных и общественных организаций. С докладом о международном празднике Первое мая выступил секретарь райкома ВКП(б) тов. Емельянов. Участники торжественного заседания с большим воодушевлением приняли текст приветственного письма товарищу Сталину».

Во время реконструкции, 50-е годы.
Во время реконструкции, 50-е годы.

В пятидесятых годах существенно изменился облик клуба. На фото, сделанных до реконструкции и во время нее, видно здание в стиле модной в 20-х годах архитектуры конструктивизма. А 50-е - время «сталинского ампира», когда фасады общественных зданий снабжались монументальными колоннами, а внутренние помещения щедро украшались лепниной. Именно таким мы и знаем сегодня это здание.

В 60-х годах.
В 60-х годах.

В газете «Социалистическое строительство» от 17 октября 1958 года опубликована заметка «Сегодня открывается новое здание клуба железнодорожников». «Особенно красивым здание выглядит, когда сгущаются сумерки. В эти вечерние часы в просторных и уютных комнатах идут репетиции хорового, драматического, вокально-танцевального кружков. готовящееся сегодня открытие нового здания – большое событие в культурной жизни исилькульцев. Они получат возможность интересно и разнообразно проводить свой досуг, смотреть новейшие кинокартины, слушать лекции и беседы».

До 1993 года здание клуба им. Ленина находилось на балансе Западно-Сибирской железной дороги, а затем было передано районному отделу культуры для размещения в нем районного музея. Исилькульский историко-краеведческий музей открылся для посетителей в 1997 году.

В 2008 году в рамках подготовки к областному спортивно-культурному празднику «Королева спорта» здание музея вновь преобразилось – был отремонтирован фасад, заменены окна. Но общий его вид остался прежним – уже привычным для исилькульцев, со всеми его ризалитами, пилястрами и медальонами.

Автор Елена ОБАЕВА.

Фото из архива редакции газеты "Знамя", фондов Исилькульского историко-краеведческого музея и открытых интернет-источников.