Найти в Дзене
Муки Зву

Милый, Чо! Как Афоня лечил свой сплин медитативной русской присядкой. Странные танцы в фильме «Афоне» и других кинолентах

Оглавление

Блюз -- это когда хорошему человеку плохо. Когда хорошему человеку хорошо – это рок’н’ролл. Когда одному хорошо, а всем его соседям плохо – это хэви-метал. Когда хорошо плохому человеку – это попса. Когда плохому человеку плохо – это шансон. А вот когда советскому сантехнику плохо – это «Милый, Чо!»

Русская плясовая в алкогольной медитации Афанасия Борщова
Русская плясовая в алкогольной медитации Афанасия Борщова

Лечение тоски водкой для сантехника Афанасия Борщова – дело привычное. Только вся его жизнь – тоска. Кризис среднего возраста, отсутствие высоких, да вообще, любых стремлений, привычка плыть по течению. Даже женщины интересуют его только исключительно в конкретных целях.

Поэтому все его интересующие барышни – дамы с фигурами крепкими, жестами понятными, желательно блондинки. «Хороши также грудь и улыбка!» Вьется вокруг только привязчивая шатенка, медичка Катя Снегирева, но да пусть.

Была одна воздушная мечта – неземная Леночка с длинной косой из другой жизни. Но это только фантазии, вот где старику Фрейду есть тема разгуляться. Жена-Леночка снимает сапоги, садит за стол, детей рожает аж в количестве 6 розовощеких блондинистых штук (хотя нет, одна девочка темненькая). И сама вся такая чистая, с фартучком, платье в клеточку, губки бантиком…

На само деле, в душе он как и все хочет нормальной семейной жизни, только ничего для этого не делает. Никаких конкретных шагов – все его сантехнические подарки, это попытка взятки, мелкого материального воздаяния в расчете на будущий гешефт. Хотя совершенно непонятно, как он себе это представляет.

Они смотрят на него, как на экзотического папуаса из ЖЭКа
Они смотрят на него, как на экзотического папуаса из ЖЭКа

Они из двух разных миров – она, ухоженная домохозяйка с привычкой к хорошей жизни, собственному авто и дорогим вещам, а он – жилец служебной квартиры без телевизора и владелец единственного выходного, пасхального костюма и галстука из разряда «чтоб прилично». Да вот, модная когда-то шляпа привалила от Коли.

-- Посидим, чайку попьем, радио послушаем... Программа Для тех, кто не спит. Вас как зовут? -- Людмила.. -- Ха! А я -- Руслан!
-- Посидим, чайку попьем, радио послушаем... Программа Для тех, кто не спит. Вас как зовут? -- Людмила.. -- Ха! А я -- Руслан!

Он не меняется, как человек – ему все скучно. Он деградирует, окружая себя пропойцами и случайными связями. Чистая душа внутри теплится и пытается вырваться – он еще готов совершать мелкие благородные телодвижения, поэтому его и накрывает тяжелая и черная, как туча, тоска-печаль о несбывшихся надеждах. Как там Людмила Гурченко поет «Один корнет решил жениться!»

Жестокий танец Афони

И превращается банальная попойка в русский беспощадный танец с присядкой, но медленно и траурно. Почти как на похоронах. Здесь надо отдать должное Данелии – он нашел нужный музыкальный антураж, необходимое мелодраматично-ироническое решение сцены. Покачивающий ногой в такт музыке Федул (Брондуков), усатая вокалистка женско-пожилого ансамбля с баяном, трагичное лицо Афони.

В интернетах существует расхожая легенда о том, что помощники Данелии нашли для съёмок в ресторане реально существовавший оркестр, игравший в одном из ресторанов Ярославля. Солистку якобы зовут Чулпан Валишина. Проверить эту версию довольно трудно, пусть проходит по разряду баек.

Итак на сегодняшнюю статью один музыкальный номер 12 из саундтрека киноленты – русская народная песня «Милый, Чо!» Но, как говорится, номер с выходом и цыганочкой. Посмотрим, как справятся другие исполнители.

Полный вариант песни от группы «Фабрика» -- весело и смешно

ВИА «Заря»

Странные танцы в кино

Странные танцы это удел великих актеров, только они могут сделать из этого образцово-показательную трагедию, драму, комедию, фарс, водевиль или болливудский салат под соусом карри. Давайте, обратимся к мировой киносокровищнице и вспомним 10-ку занимательных, по моему мнению, номеров.

1. Среди разудалых и энергичных кинотанцев отечественного производства в первую очередь надо выделить Нонну Мордюкову и Юрия Богатырева в фильме Никиты Михалкова «Родня» 1981 г. Здесь семейные хитросплетения своей городской дочери пытается разрешить своим деревенским налетом простая русская женщина Мария. Поэтому вулканический танец тещи с зятем носит психологически-соревновательный характер.

2. В яркой голливудской экранизации Timothy Burton «Алиса в Стране чудес» 2010 г., снятой с режиссерской экзальтацией и фэнтезийной буффонадой, в финале присутствует оригинальный победный танец. Посмотрите как выделывает коленца Безумный Шляпник (Johnny Depp) в своей изумительной «джиге-дрыге», частично настоящей, частично компьютерной.

3. Говорливый и смышленый, недаром ефрейтор, Костя Збруев, после дембеля не спешит домой. Ему надо успеть глянуть целых 7 девушек, с которыми он познакомился по переписке. «Семь невест ефрейтора Збруева» 1970 г. режиссера Виталия Мельникова – очень милая и такая советская комедия о человеческих отношениях, эгоизме и своем месте в этом обществе. В поезде под «Танец с саблями» Арама Хачатуряна ефрейтор Збруев с проводницей осваивает новый танец.

4. Жаль, что золотой век Голливуда с его отличными фильмами канул в лету. Барри Зонненфельд (Barry Sonnenfeld) «Семейка Аддамс» 1991 г. -- гротескная фэнтезийная черно-юморная комедия. Замогильное семейство вампиро-нежити Гомеса Аддамса живет по соседству с обычными людьми. Это рождает целую череду комических и трагических событий. Танцем «Мамушка» на балу в честь своего брата Фестера -- Гомес Аддамс проверяет его подлинность.

5. Ну, конечно, без Квентина Тарантино этот хит-парад был бы не полон. «Криминальное чтиво» 1994 г.: Винсент Вега (Джон Траволта) и Мия Уоллес (Ума Турман) исполняют твист под сингл Чака Берри «You Never Can Tell» и выигрывают главный приз. Телодвижения и разводы пальцами Джон Траволта стали хрестоматийными для ироничного, да и вообще любого танца.

6. О, этот танец «Чики-Бум»! Зеленомордый Джим Керри в «Маске» 1994 г. заставит плясать под его дудку всех полицейских в округе. И даже немножко петь.

7. Какая все-таки в 80-х это была популярная серия видеофильмов «Полицейская академия». Приключения недотеп-стажеров, вечно попадающих в нелепые ситуации, веселили нас в то время, когда в телевизоре вещали Горбачев с Ельциным. Гей-бар «Голубая Устрица» стал со временем нарицательным названием для обозначения всего гомотренда. Танец проходит под узнаваемую всем Советским Союзом «El Bimbo» оркестра Поля Мориа – эх, какую мелодию испоганили!

8. Культовый «От заката до рассвета» Роберта Робригеса (Robert Rodriguez) 1995 г.: этот фильм я смотрел еще на видеокассете, взятой у приятеля напрокат. Какая мощная энергетика исходит от Сальмы Хаек с ее белым удавом. Одновременно сексуальная и смертельно-пугающая. Вот снимали же без всяких компьютеров – змея настоящая, маски-трюки-бутафория ручные хэнд-мэйд, девки натуральные.

9. «Укрощение строптивого» 1980 г. с Андриано Челентано, танцующим в бочке с виноградом. Маэстро давит в танцевальном ритме виноград под песню «la Pigiatura» группы «Clown». Кто-то говорил, что это не изданная песня «Boney M» с «Baby's Gang» -- похожа на «Challenger» и тоже родом из Италии. Но это не так – мы слышим голоса Патриции Таппарелли и Мариано Перелле, участниц «Clown».

10. Когда в детстве началась эпоха индийского кино, то все названия фильмов носили трагедийно-мелодраматический характер: «Месть и закон», «По закону чести», «Затянувшаяся расплата» -- я их все видел! «Месть и закон» занимал особый культовый статус у мальчишек нашего двора. Там где двое бывших зеков помогают безрукому мужику победить инфернальное зло в лице местного Бармалея.

И сцена, где красавица-извозчица Басанти (Хема Малини) танцует, чтобы ее жениха не убили. Делает это Басанти под палящим индийским солнцем, босиком по раскалённым камням, песку и… бутылочным осколкам. Кровь, боль, песня и битые стекла. Многие плакали.

Как видим для выражения определенного психологического состояния героев режиссеры часто используют такие музыкально-хореографические номера. Свою 10-ку я составил на свой вкус – понятно, что их гораздо больше и у каждого зрителя свои предпочтения.

И анекдот в тему.

В индийском суде уже десятый день не могу вынести приговор, потому что один из присяжных постоянно запарывает танец.

Окончание 3 серии. Продолжение.

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Кино и музыка»:

Народная трагикомедия «Афоня»: Все ли песни из этого фильма вы хорошо помните?

Песни из фильма «Афоня»: трагедия маленького человека большой страны в музыкальном калейдоскопе советских ВИА

Дворовая песенная культура СССР. Мировой хит за 30 баксов. «Жанетта» поправляла такелаж или старушка дорогу перешла?