59 подписчиков

Как ПОЧТИ выучить немецкий. Способ 4 - современный коммуникативный

Положительный опыт в изучении немецкого у меня тоже есть! И этот способ, в отличие от всех остальных - действенный. Тут проблема уже в голове, а это легко лечится заменой головы :)

Когда что-то пробуешь много раз, становится уже жаль так и не прийти к цели. Задел есть, в него вложено время и умственные усилия (как оказалось, это ценный и ещё более невосполняемый ресурс). А немецкого нет!

И хорошо, когда он не особенно нужен в жизни. А если нужен? После университета я долго работала в дирекции фестиваля, и иностранные гости приезжали (и писали письма) регулярно. Конечно, английский помогает почти в любой ситуации, но мне нравится идея говорить с людьми на их языке, а я не всегда могу.

Ещё более неуютное чувство меня охватило во франкфуртском аэропорту, когда я возвращалась домой после месяца работы во Франции. В терминале человек стал предлагать мне какой-то рекламный пряник, и я в ужасе осознала, что не понимаю, что мне говорят! Не тот язык! И я не знаю, что ответить! Это было необычно и очень пугающе. Это даже не то, что любят говорить люди - “я как собака, всё понимаю, а сказать ничего не могу”. Я была там как глухонемая собака, которая смотрит, хлопает глазами и приходит в оцепенение. Так себе ощущение.

Но даже после этого всё так и повисло в неопределённости, потому что веского повода выучить язык не было (чистое любопытство - не веский повод). Бывало вдохновение посмотреть интервью какого-нибудь биатлониста или футболиста, или разобрать, про что “Зимний путь” Шуберта. Но вдохновение - штука непостоянная и появляется не по расписанию, без которого обучение не очень работает.

А ещё на это нужны ресурсы. Золото, кристаллы, время, источники знаний и те самые умственные усилия. Или даже просто место в твоей голове, умственное пространство (не могу подобрать идеальный перевод выражения mental space!).

У меня даже были совершенно замечательные друзья/коллеги, которые преподают немецкий. Но ведь это надо выделить время! Надо выделить средства! Надо найти место встречи, согласовать расписание, добираться туда. А я уже начала заниматься преподаванием утрами, днями и вечерами. Неразрешимая задача, короче.

Вдруг повезло

И тут мне повезло: коллега в нашем же центре, с которой мы иногда переговаривались на тему “а вот надо бы когда-нибудь бы”, искала пару для своей студентки. В этот момент сложилось всё. Во-первых, никуда не надо добираться, можно просто закончить занятие и перейти в соседнюю дверь. Во-вторых, никого не надо искать - уже есть человек, в чьём владении языком ты уверен. В-третьих, оказалось, что сотрудникам полагается небольшая скидка на обучение у нас же, так что бюджет тоже не пострадает.

Дзен хотел картинку...
Дзен хотел картинку...

Так мы начали заниматься раз в неделю. Считается, что этого мало, но за тот небольшой период я успела и всё вспомнить, и почитать Ремарка в оригинале и современных авторов, и сериал про Рекса перед сном посмотреть, и даже немного заговорить. Преподаватель наша была из тех чудесных людей, которые реально интересуются культурой страны (правда, больше Австрии, чем Германии, но разве ж это плохо?), с готовностью рассказывают разное, привозят книжки, используют современные учебники (о, аудио! счастье), а также любят на занятии порассуждать со студентами о насущном, что очень развивает. Помогало то, что это моя коллега и я её не боюсь. На самом деле очень давит на мозг, что ты вроде “говоришь на языках”, но конкретно в этом случае у тебя корявое произношение, маленький словарный запас и вообще ты хочешь провалиться сквозь землю. Очень помогает, когда на тебя доброжелательно смотрит знакомое лицо и не думает, что ты ноль, которому непременно нужно сообщить об этом ;)

Мы потом для интереса написали прямо в аудитории экзамен на А2 (думаю, я бы сдала) и начали книжку B1. Я до сих пор могу читать статьи без особых проблем.

Что пошло не так

В какой-то момент стало понятно, что моя голова не выдерживает ещё одну языковую ячейку. Я люблю аналогию, где голова - это дом, а каждый новый язык - это отдельная комната. Сложность в том, что каждая комната пополняется независимо от других. То есть, чтобы она не зарастала пылью, а предметы системно укладывались на полочки, нужно постоянно её поддерживать чтением, слушанием, беседами с кем-то.

А для этого необходима, опять же, бытовая нужность! Бытовая в самом широком смысле: это может быть чтение узкоспортивных газет, переписка с другом, просмотр кино или всё, чего действительно просит твоя душа независимо от немецкого, просто на немецком это делать удобнее. А если такой нужности нет, то душа не стремится легко и быстро усвоить немецкий, начинает его откладывать во имя более срочных дел, которые всегда есть.

В итоге мне стало просто неудобно всё время делать задания на коленке и не развиваться, и я решила занятия остановить, тем более что вторая студентка ушла в декрет и у неё тоже были другие развлечения.

В целом, мне кажется, А2 - это точка невозврата для языка. Суперпростые вещи ты уже никогда не забудешь, как действует языковая механика - тоже. Думаю, если мне вдруг понадобится нарастить немецкий на этот каркас, я смогу это сделать (по крайней мере, верю в это). То есть, забегая в какую-то следующую статью - я убеждена, что если браться за язык, то его надо довести до уверенного А2. Тогда эти усилия не скатятся обратно в ноль.

Итого, плюсы подхода:

- Регулярные занятия (этот пункт мог бы быть единственным)

- Разносторонний подход к языку (разговор, слушание, речь на интересные темы)

- Качественный учебник (признаюсь, даже к нему у меня есть претензии - мозг требует других табличек, но это мелочи) с аудио!!!

- Задействованы интересы, не связанные с учебным процессом (сериалы, спорт, переписка, новости и т.д.)

- Преподаватель, которому доверяешь (очень важно)