С недавних пор стали интересовать меня оригинальные истории о том, как люди зарабатывают на своём земельном участке в деревне. Не то чтобы я была озабочена выживанием – достаток в семье, слава богу, позволяет жить относительно безбедно. Но, выйдя на пенсию и имея ещё силы и желание поработать на земле, как не задуматься о самореализации. Да и лишняя копейка в любом случае не помешает.
В интернете полно советов и бизнес - идей, как наладить своё дело на собственном подворье. Но все они не новы и не оригинальны. Как правило, это огородничество и разведение животных. Ну, ещё пасека или поделки из даров природы.
Я тоже не стану претендовать на особую оригинальность. Но, анализируя с высоты своих лет опыт моих родителей – зажиточных сельских тружеников времён СССР, хочу дать кое - какие советы озабоченным этим вопросом. Помните пословицу: курочка по зёрнышку клюёт? Нет, это я сейчас не о разведении пернатых. Я о том, что в деревне не стоит зацикливаться на каком - то одном виде деятельности. Скажем, выращивать укроп с петрушкой на площади с полгектара… А потом носиться с этой зеленью, как с писаной торбой, искать рынки сбыта и, в итоге, отдавать перекупщикам за копейки.
Мои родители (в отличие от меня) всю жизнь прожили в сельской местности. Я же переехала в село уже ближе к пенсии после кочевой жизни офицерской жены. Но их пример для меня – всегда наука, как зарабатывать деньги.
Сначала мои родители жили в маленькой деревне, позже перебрались в районный центр Новосибирской области. Поближе к рынку. Как и большинство сельчан, держали скот – одну - две коровы, бычка, парочку свиней, пару десятков кур, время от времени гусей или уток, несколько овец. Мама моя была, как сказали бы сейчас, креативным человеком: она пробовала все новшества, какие только появлялись в нашей округе. Уговорила отца завести песцов, когда пошла такая «мода» их разводить в домашнем хозяйстве. Сама научилась выделывать шкурки, кроить и шить из них шапки. Когда вошли в моду шапки из нутрий – завели и этого зверя. Но держали не долго, только охотку сбили. Потом кто - то завёл у себя пушных коз, маме тоже захотелось. Помню, мы, дети, долгими зимними вечерами выбирали из начёсанного с нашей козы пуха жёсткие чёрные волоски – «ость». Из этого пуха мама с бабущкой вязали очень мягкие и тёплые шали. Себе и на продажу.
Долгое время отец между делом катал валенки. Получались они у него такие аккуратненькие, ладненькие, что вся деревня завидовала. Летом отец (он работал шофёром на грузовой машине) в грибную пору ставил в кузов своего автомобиля здоровенный фанерный ящик из - под сигарет, садил нас, троих детей и маму, и ранним утречком отвозил в лес подальше, к самым грибным местам. До вечера мы набирали вёдер 30 – 40 груздей и прочих ценных грибов. После работы он нас забирал. Грибы везли прямиком на подворье местной жительницы тёти Вари, которая принимала их по ценам согласно прейскуранту, мыла, солила в бочках и после передавала заготовительной организации.
Конечно, и огород у нас был немаленький. Особенно доставала нас, детей, картошка. Её было всегда очень много. Часть шла на корм скоту, много продавалось на рынке. А ещё по осени, после того, как совхозы выполнят план по уборке своего картофеля, в земле на их полях оставалось много неубранных клубней, присыпанных землёй. Хозяйства не стремились тогда убирать урожай тщательно: идут сборщики картошки, собирают ту, что на поверхности лежит, глубже « не ковыряются». А помогающие им школьники – так те, наоборот, ещё норовят носком сапога «прикопать», чтобы лишний раз не наклоняться.
Мой отец не мог пройти мимо такого «разгильдяйства»: организовывал семейный сбор. И мы, дети, покорно плелись по этому совхозному полю, собирали то, что там валялось, пока совхозная техника не заедет на эту землю и всё не перепашет.
Родители мои дружили с рынком: редкую неделю мама не торговала там чем - нибудь. В продажу шло всё: мясо, яйца, молоко, домашний творог и сыр, сметана, сливки, овощи, картофель, грибы, ягоды. Всего понемногу каждый раз. И, как правило, возвращалась с пустой тарой. Вопрос сбыта продукции никогда остро на стоял. Если что и не продали – перерабатывали для себя. В доме всегда были варенья, соленья, копчёные свиные окорока, сало с мясной прослоечкой, колбасы домашнего производства. Мороженые гуси, утки, куры… В общем, всего было в достатке.
Денег было тоже в достатке. Родители тратили их « с умом», не покупали лишних вещей – всё только необходимое. Не ездили «по курортам». Да и как поедешь от своего подворья? Скотина ведь каждый день есть хочет.
Мама говорила, что до «обрушения денег» (старшее поколение помнит, как в одночасье обесценились все многолетние сбережения людей на книжках Сбербанка) у них было накоплений «на пять Волг». А машина Волга тогда стоила 10 тысяч рублей. Огромные деньги по тем временам.
Тогда слов предприниматель, бизнесмен никто и не знал. Но, оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что мои родители были самыми что ни на есть успешными предпринимателями.