Пишущий приветствует читающего!
В данной заметке изложу некоторые практические аспекты изучения иностранного языка, наработанные на базе личного опыта и возможно представляющие интерес для людей работающих, занятых и весьма ограниченных во времени.
Итак, начнём.
Первый аспект - вопрос: "Зачем?". Ответить надо честно, прямо и если ваш ответ звучит приблизительно так: "Э-э-э, хочу изучить иностранный язык", то лучше купите-ка пивка, гляньте кинцо или сгоняйте парочку каток в "WOT", ну я не знаю, в парк сходите, погуляйте - так вы проведёте время с гораздо большей пользой. Надо понимать простую вещь - изучение любого иностранного языка - тяжёлый труд и без соответствующего целеполагания ваши потуги утонут в болоте прокрастинации. Примерами правильных ответов, ИМХО, могут являться:
- "Хочу сдать международный экзамен".
- "Изучаю язык по профессиональной необходимости".
- "Прокачивая волю, выхожу на новый уровень ЧСВ".
- "Жизнь тяжела - немного эскапизма не повредит".
Что-то в этом роде - то есть цель должна быть достаточно важной, реально нужной (эскапизм - норм цель) и радующей ваше эго.
Второй аспект - учитывайте альтернативные пути достижения результата. Конечно, читать Диккенса или Сервантеса в подлиннике - круто, но для понимания всей глубины произведения, качественный(!) литературный перевод получше будет, а с этим у нас всегда был порядок, особенно в части классической литературы. Что же касается ситуации "Мне в Париж по делу срочно", проще решить вопрос с помощью разговорника и встроенного в мобилку переводчика. Цените своё время - самый невосполнимый ресурс.
Третий аспект - если всё таки решились, настройтесь на тяжёлую "пахоту". Изучение любого иностранного языка нудная работа, связанная с созданием новых нейронных связей в вашем сером веществе и не подразумевающая вдохновения, каких-то озарений, "открытий чудных" и прочей креативной чепухи. Владение иностранным языком - нарабатываемый навык без всяких этих ваших горящих глаз и щенячьего энтузиазма, настоящий, незамутнённый plough through.
Четвёртый аспект - регулярность основа основ и это есть истина. А конкретнее - если хотите получить реальный результат, нужно заниматься языком не менее 1 (одного) часа каждый день. Именно так, а иначе никак. Но, дабы не "выгореть" - рекомендую заниматься блоками. Например, 4 месяца занятий и парочку недель отдыха, или наметить себе промежуточную цель и двигаться к ней в означенном режиме, с последующим отдыхом. Чем-то напоминает студенческие годы? Да, это так - семестры придуманы не на пустом месте.
Пятый аспект - работайте порционно. Не занимайтесь весь час без роздыха, ибо мозг охотника-собирателя не приспособлен к изучению чужих языков и не любит перегрузки - в тундростепи энергию нужно экономить, а серое вещество потребляет до 20% оной. Разбивайте час занятий на 2 - 3 отрезка по 30 - 20 минут и будет вам счастье.
Шестой аспект - побеждают марафонцы. Изучение иностранного языка не для спринтеров и торопыг. Типовой срок для выхода на уровень В2 с "нуля" - год-полтора. Это при регулярных занятиях часовых занятиях. Так что настройтесь на продолжительный "забег".
Седьмой аспект - не надейтесь на современные технологии в части ускорения обучения. Да, отрицать пользу информационной революции как минимум несправедливо, но и надеяться, что волшебная прога на вашем мобильнике как-то качественно изменит обучение, по меньшей мере наивно. Всегда, подчёркиваю красным и обвожу кружком, в центре любого "правильного" урока будет стоять Его Величество Текст. Именно к нему "пристёгиваются" грамматика, лексика, навыки аудирования и чтения. Безусловно, современные технологии многое упростили, но по-прежнему "рулят" хороший самоучитель и упёртость.
Восьмой аспект - самоучитель и преподаватель - лучший коктейль. Считаю, что основы любого языка, где-то до уровня А2 - В1 можно проходить без преподавателя. Особенно это касается грамматики и аудирования. В части произношения и общей шлифовки знаний - тут да, преподаватель необходим. Мне очевидно, что работающие люди, как правило, не имеют достаточно свободного времени для обучения с преподавателем, плюс это стоит денег, плюс преподаватель, особенно в группе, будет задавать определённый темп, а вы можете не успевать по массе причин и, как следствие, будете чувствовать себя не в своей тарелке - и вот нафига эти страдания взрослому человеку? По сему самоучитель - ваш выбор. Склонен думать, что основными признаками годного самоучителя являются:
- Чётко обозначенная цель, например, "Выводим на уровень А2 по стандарту CEFR".
- Классическая структура урока: текст + грамматика + лексика + упражнения + ответы к упражнениям (обязательно!).
- Интересные, современные учебные тексты с максимальным использованием ранее изученной лексики.
- Аудиокурс. Желательно на отдельном носителе - ссылка на сайт может устареть.
- Ассоциированное мобильное приложение.
По самоучителям рекомендовать что-то весьма сложно, многое зависит от вводных, но из своего опыта скажу так - для изучения грамматики английского языка нет ничего лучше "English Gramma in Use" by Raymond Mruphy. Берите издание с ключами и занимайтесь - "закроете" все грамматические вопросы на многие годы вперёд.
После прохождения самоучителя и сдачи бесплатного обзор-экзамена через Сеть, вполне себе можно найти преподавателя для шлифовки и углубления полученных знаний - для дальнейшего прогресса хороший наставник незаменим.
Девятый аспект - учите тексты наизусть. Да, именно так. Зачем? Причин много, но я выделю как минимум две. Во-первых, нарабатывается беглость речи. Во-вторых, вдалбливаются речевые штампы и типовые грамматические схемы. И вообще, не спешите переходить к следующему уроку, особенно на первых порах: выучите текст наизусть, перепишите от руки, а потом перескажите с использованием новой лексики. По мере прохождения, когда пойдут тексты, предложений на 20 и более, переходите к пересказу с обязательным использованием новой лексики и выучиванием наизусть ключевых предложений и речевых шаблонов. Это медленно и несовременно? Зато надёжно, как швейцарские часы и просто, как автомат Калашникова. Скорость в изучении языка - последнее, что должно вас волновать.
Десятый аспект - не стесняйтесь повторять, возвращайтесь к пройденному, повторенье - мать ученья, Эббингауз не даст соврать.
Одиннадцатый аспект - результат виден не сразу. Читающий, это тебе не рисование, метание диска или "TESO". Да, ты будешь демонстрировать неплохие результаты в учебных тестах и текстах, но именно что в учебных - реальность быстро поставит всё на свои места и здесь главное - держать удар и понимать - всё будет норм, просто надо наработать лексику, беглость и "настроиться" на язык.
Двенадцатый аспект - последний, но очень важный - не возгордись. Добившись успехов в самостоятельном обучении, надо всегда держать в голове, что это только первый шаг, их ещё много, а гордыня - грех.
На этом, пожалуй, всё.
В следующей заметке планирую рассмотреть самый, по моему разумению, сложный в освоении навык - аудирование.
Ваш доброжелатель.