Был немало удивлен тем, что, оказывается, есть люди, которые не слышали про фильм «Криминальная фишка Генри» (2010). Не то что бы все на свете должны знать фильмографию Киану Ривза. Однако поскольку большая часть действия в кинокартине связана с Чеховым, то в России подобное упущение можно воспринимать как предосудительное.
Мы уже давно вынашиваем идею «каталогизации» русской классики в криминальном кино. Подобное присутствие не всегда очевидно. Можно вспомнить, например, некий фильм, где у одного гангстера есть код на замке, состоящий из четырех цифр - 1812, что является отсылкой к торжественной увертюре Чайковского.
Тем не менее, сюжет «Криминальной фишки Генри» осознанно базируется на постановке «Вишневого сада», в котором указанный Генри в исполнении Ривза примерил на себя образ Лопахина. Ему даже приделали внушительную бороду. Опять же выбор пьесы был не случайным.
В фильме открытым текстом говорится, что «Вишневый сад» - это произведение о сожалении утраченных возможностей. Не совсем точно, но для американцев вполне сойдет. Тем более что в контексте важно показать проблему нереализованности Генри.
Не читайте предложенные интернетом аннотации к этому фильму, которые сообщают, что, де, Генри – самый унылый парень на свете. Это не так. Он не унылый, он незамысловато безучастный. Как пела некогда группа «Лицей»: «Хороший парень и больше ничего». Ни хобби, ни желании, ни намерений.
И была бы его незатейливая жизнь безгранично однотонной, если бы в какой-то момент старые приятели не попросили сыграть в первенстве Баффало по бейсболу. И задаться бы Генри вопросом: какой бейсбол, когда зима на носу? Но вопросы ему показались излишними.
И стал Генри невольным соучастником ограбления банка. Причем, попался он один. И ему же было предложено отсидеть некий срок. Он равнодушно встретил и решение суда, и то обстоятельство, что от него сбежала жена, и то, что его по УДО выпустили на свободу.
И вдруг в какой-то момент Генри озарило. Мол, есть у меня мечта. Коли я отсидел за ограбление банка, которого не совершал, то справедливости ради надо указанный банк действительно ограбить. Только в не стиле Дикого Запада, эдак кто-нибудь может пострадать, а как-нибудь более изысканно.
И под это дело он даже убедил покинуть стены тюрьмы своего «нового приятеля», которого сыграл известный своими гангстерскими ролями Джеймс Каан. Сей персонаж тоже с причудами. Он настолько освоился в кутузке, что осознанно намеревался там остаться, каждый раз до смерти пугая комиссию по освобождению своими мнимыми фантазиями.
«Позвольте-позвольте – воскликнет иной читатель - И при чем здесь Антон Павлович?» А всё очень просто. В хранилище банка ведет старый тоннель, который был прорыт давным-давно из здания театра. И чтобы не вызывать подозрений приходится принимать участие в постановке «Вишневого сада», что окончательно возвращает Генри в «мир живущих».
Весьма интересно, что ставящий пьесу режиссер категорически не любит американцев. Те ему отвечают взаимностью («чертов чешский чехофил»). В этой связи возникает вопрос: как сейчас Запад планирует обойтись без русской драматургии?