Найти тему
Бард-Дзен

Гармоничная и всесторонняя Настя Бокова

Кто-то вздрогнет от такого названия, а кто-то и напряжется -дескать, что-то СССР пахнуло. Я все объясню в финальной части, а пока давайте к делу сразу.

Стыдно признаться, но Настю Бокову из Новоуральска я должен знать давно, но, убей, не помню. Я бы даже про то, что должен знать не знал бы, если бы по ходу подготовки материала о Варе Дубровиной не наткнулся бы на фотку, где они поют дуэтом в нашем лагере. Кстати, еще одно большое сорри – я в статье про Варю назвал этот лагерь Огоньком, а он же – ВОСТОК!!! Старый стал! Забываю все. Ну, просто названия как из одной матрешки у всех этих лагерей, но в одном мы много работали с Белыми крыльями, нашим собственными Бард-лагерем, а в другом постоянно проводили творческие семинары со студентами. Перепутать легко.

На этом извинения и объяснения извинений я закончу и перейду к сегодняшней героине Насте Боковой. Знаете, вот в лагере я Настю не запомнил, хоть и должен был, а в прошлом фестивале Зеленая карета запомнил, хотя и не должен был. Удивительная это штука – память.

А все дело в том, наверное, что в Востоке мы ничего не сделали такого, в чем я бы сам принял участие, а вот в том, что Настя не стала лауреатом еще в прошлом году, но не стала, принимал. Тут надо сказать вот что: в прошлом году Зеленая карета впервые прошла в таком удивительном виде, когда по всей стране были созданы ФЦ (ну, фестивальные центры), и они самостоятельно решали судьбы своих лауреатов. Мы тогда собрали свой экспертный совет из опытных жюрильщиков, но опытных в работе на взрослых больших фестивалях. И критерии мы рассматривали такие же – скажем, стал бы участник лауреатом на нашем фестивале Красный парус, или на площадке МЕЖДУРЕЧЬЕ на Грушинке. Это оказалось излишне строгим жюрением. Наш концерт в прошлом году вышел оч крутым, но оч коротким. И когда мы посмотрели лучшие номера со всей страны, стало ясно, что наш концерт просто необходимо было увеличить номеров на 6 – 7 минимум. И тогда Настя Бокова непременно пела бы в нем, и обязательно получила бы диплом лауреата. Еще в прошлом году. Потому, что она пела вот что:

Ну, согласитесь, отличная песня, отлично спета и сыграна, и зарубить ее можно было только в сравнении с более крутыми песнями, а не саму по себе. Теперь ясно как день, что такие песни обязательно должны звучать в гала-концертах фестивальных центров Зеленой кареты. Обязаны, и точка. И теперь будут. И такие исполнительницы, как Настя Бокова должны быть лауреатами и тоже точка. И, конечно, будут. То есть она уже – лауреат в этом году, конечно, раз мы с вами о ней говорим, и ее сольный номер прозвучал в нашем концерте.

Впрочем, сказал вот – такие исполнительницы, как Настя, и осекся -а таких, возможно, и нет вовсе. Настя уникальна и по природе, и по манере, да и еще по нескольким качествам, которые сходу и не разглядишь. Только приглядевшись как следует, вслушавшись. Может, потому я и не запомнил Настю в нашем лагере, что не пригляделся и не вслушался. Повода не было. А сейчас есть повод и есть возможность. Ведь даже в ансамбле с Варей Дубровиной и Ладой Овчинниковой задним числом вспоминаешь именно фрагменты, которые поет Настя. Ну я точно вспоминаю. И вы обратите внимание какая кантиленность, как говорят вокалисты. Ну, распевность, если по-русски, хотя кантиленность и распевность – не совсем одно и то же. Тем, кто постарше, звучание Насти непременно напомнит звучание солистов, скажем, знаменитого ансамбля имени Локтева. Именно там пели именно так, согласитесь.

И вот, кстати… Или, может и не кстати, но точно по делу хочется сказать вот что. Настин педагог по авторской песне и руководитель КСП Признание из Новоуральска Наталья Евгеньевна Овчинникова сама-то поет не так. Ее манера исполнительская, скорее между академическим и бардовским вокалом, ну или эстрадным, если именно как вокальную манеру оценивать. А вот ее ученицы, о которых мы говорим поют совсем не похоже на нее. И за это отдельный низкий поклон Наташе. Она в каждой своей ученице находит и раскрывает ее собственную изюминку, со временем превращающуюся в собственную исполнительскую манеру. И каждая становится уникальной. Я сказал об ученицах, но у нас тут и парень один затесался, который у нее тоже многому научился. Но об этом речь впереди.

Понимаете, не обучить тому, что сам умеешь, а найти, раскрыть и прокачать собственные способности и собственную манеру ученика – это большой талант. И это ведь не только с голосом, тесситурой или темпераментом исполнителя связано. Это еще и отражается на самой жизненной позиции человека. Скажем уютное и очень теплое звучание Насти – это не просто вокал. Это характер, это отношения в семье и в школе. Это – человек во всех своих проявлениях. Это очень много. И уметь работать с этим осторожно, очень бережно, но и очень умело и точно – это знаете что в итоге такое? Это значит помочь маленькому человеку стать человеком с Большой буквы. Вот что это такое. Это то, от чего отказалась наша школа в результате своих дурацких реформ. Я-то старый, я помню, как задача такой работы формулируется – стать гармоничной и всесторонне развитой личностью! А кому не надо, пусть вовсе не поют, простите. Ну или попсу из телевизора горланят.

Настя Бокова ведь не просто солистка-исполнительница, она еще поет со своей маленькой сестрой, которая нынче тоже стала у нас лауреатом, и когда буду говорить об Ане Боковой, обязательно на этих Настиных семейных качествах остановлюсь подробно. Они вызывают восхищение, между прочим. И песни в дуэте с сестрой я тоже обязательно поиграю в передаче и в статье об Ане Боковой. А сейчас я хочу поставить еще одну песню в исполнении Вари, Насти и Лады. Это песня Натальи Колесниченко, как и известная уже здесь песня «Про Алису»., которую пела Варя Дубровина. И мне кажется, эта песенка лучше всего иллюстрирует то, что я только что сказал и о самой Насте, и о ее педагоге Наталье Евгеньевне. Это ведь очень надежные люди. С ними не пропадешь.

Ну и песенка-лауреат этого года от Насти Боковой. Это песня Юлии Матвеенко. Сначала была заявлена другая песня. Даже две. Настя прислала как заявку запись песни Владимира Ланцберга «Маленький фонарщик». Очень теплое и мудрое исполнение, но у нас уже была заявка от Сабины Чудиновой, с которой на этом поле в конкурс не поиграешь. Там запредельная мощь, и техника невероятная. И мы попросили Настю записать другую песню. Она выбирала между двумя, и остановилась в итоге на этой. Обратите внимание – сама. Это – ее выбор. И выбор песенки по мотивам культовой повести Экзюпери, характеризует Настю очень хорошо. Она не только отличная исполнительница и очень добрый человек. Она еще и очень многое про себя понимает. Это важно. Это уже настолько близко к гармоничной и всесторонне развитой личности, что на этом можно и сам текст заканчивать. Я и закончу. А Настя вам еще и Песенку Лиса споет. Это очень пронзительно.