Найти тему
Строительный мир

Дорогостоящий проект по отводу железной дороги от морского побережья снова отложен

Оглавление

О необходимости переноса железной дороги с черноморского побережья вглубь материка говорили еще в советское время, активно обсуждался проект и в 2000-х, и в начале текущего десятилетия. Но из-за дороговизны эта тема до сих пор остается открытой.

Проект необходим

Как неоднократно отмечалось, отвод железнодорожных путей позволит расширить пляжи и в целом развить туристскую инфраструктуру в регионе. К тому же с появлением новой линии сократится время в пути из Москвы до Сочи. Немаловажный момент — ремонтные работы, которые приходится регулярно проводить на действующей магистрали, включая укрепление земполотна — все это требует постоянных больших вложений.

© Kirill Borisenko / CC BY-SA 4.0 (Карта железных дорог России)
© Kirill Borisenko / CC BY-SA 4.0 (Карта железных дорог России)

Актуален и вопрос экологии. В начале 2000-х экспертная комиссия Краснодарского краевого комитета по охране природы пришла к заключению, что железная дорога «Туапсе – Сочи – Адлер» отрицательно сказывается на экологической обстановке побережья Черного моря. Проблема поднималась на различных форумах и в среде ученых.

Необходимо 1,4 трлн руб.

Значимость этой масштабной инициативы подчеркивалась неоднократно на самом высоком уровне. В частности, в 2019-м президент РФ Владимир Путин назвал отвод стальной магистрали стратегической задачей и поручил Министерству транспорта проработать данный вопрос на предмет экономической составляющей.

© public domain (Железная дорога вдоль Чёрного моря)
© public domain (Железная дорога вдоль Чёрного моря)

В ноябре прошлого года в Минфине газете «Коммерсантъ» подтвердили, что работы в этом направлении ведутся — ведомства совместно прорабатывают модель финансирования. Тогда озвучивалась предварительная стоимость проекта — около 1,4 трлн руб. Основная сумма (935 млрд руб.) — это строительство новой магистрали от станции Кривенковская до Сочи через аул Калеж, от которого отдельная ветка в свою очередь пойдет на Лазаревское.

Остальные средства предполагается направить на строительство «железки» от Ельца до Воронежа и реконструкцию действующей инфраструктуры от последнего до станции Горячий Ключ. Также в эту сумму включена электрификация участка «Ожерелье – Узловая – Ефремов – Елец».

Из инвестпрограммы убрали

Мнения относительно проекта эксперты высказывали разное. Большинство согласно, что дорогу нужно переносить и это неизбежно произойдет — открытым остается лишь вопрос сроков и окончательная трассировка. Мало кто верил, что инициативе дадут ход в ближайшие годы — все-таки траты предвидятся колоссальные. И, действительно, после корректировки в 2021-м проекта долгосрочной инвестпрограммы ОАО «РЖД», обход черноморского побережья исчез из документа. Ранее предполагалось до 2025-го выделить на него 138 млрд руб.

© Csman / public domain (Северный широтный ход)
© Csman / public domain (Северный широтный ход)

Вместо этого, в инвестиционную программу включили Северный широтный ход; на него запланировали в течение трех ближайших лет потратить 150,5 млрд руб. Однако в марте 2022-го в правительстве заявили, что проект СШХ приостановлен, а уже одобренный бюджетный кредит в размере 50 млрд руб. перенаправят на другие важные инициативы. В то же время проектирование участков будет продолжено.

Электрификация участка «Ожерелье – Елец»

Не исключено, что часть работ, которые планировались в рамках проекта по отводу дороги от черноморского побережья, будут выполнены вне зависимости от его судьбы. Например, подготовительные мероприятия относительно электрификации участка «Ожерелье – Елец» идут с 2018 года, и в ноябре 2021-го в пресс-службе РЖД на наш запрос отвечали, что в 2022-м намечено прохождение ведомственной и государственной экспертиз. В компании подчеркнули, что ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2024 год.

Давняя идея

Дорогу вдоль берега Черного моря построили около ста лет назад. Движение на участке «Туапсе – Сочи – Адлер» началось в 1927 году; в 1950-е гг. производился монтаж контактной сети. Впервые о ее частичном переносе заговорили в 1960-е гг. — тогда этот пункт внесли в Генплан Сочи, но реализован он не был. Надежды на воплощение давней задумки появились в 2009-м. За два года до этого Россия получила право на проведение Олимпиады 2014. Тогда вновь объявили об отводе линии.

Железная дорога "Туапсе – Сочи – Адлер"
Железная дорога "Туапсе – Сочи – Адлер"

Но в итоге, перед Играми построили ветку до Красной Поляны и провели лишь модернизацию действующей магистрали, потратив в общей сложности порядка 360 млрд руб. В частности, была увеличена пропускная способность участка «Сочи – Туапсе».