Найти тему
Читающим между слов...

Азиатская система конфликтного манипулирования. (Часть 1 стратегемы для победы).

Оглавление

Любая культура, согласно своими экономическими, политическими, историческими, географическими и прочим уникальным особенностям, предпринимает особое программирование способа мышления своих представителей. При этом смысл не в особенностях поведения "среднестатистического" члена общества, данной культуры, но в распределении вероятностей в множестве возможных реакций на определенные раздражители окружающей действительности (формирование требуемой реальности).

Эти реакции могут оказаться похожими в разных культурах. Различия между культурами лежат не на уровне индивидов, а на агрегированном по сравнению с уровнем индивида уровне культуры. Именно на таком уровне можно статистически уверенно показать, что вероятность некоей определенной реакции на некую определенную ситуацию в одной культуре больше, а в другой культуре меньше, и что частота выбора определенного ответа на идущее из внешней среды раздражение в одной культуре больше, а в другой меньше.

Различия в вероятности выражения определенных реакций на определенные раздражители в разных культурах и, соответственно, в частоте их появления приводит к выработке различного для разных культур субъективного отношения к различным образцам поведения - паттернам. Более редкие образцы поведения воспринимаются не так, как более частые: как правило, более часто встречаемые образцы поведения окрашиваются эмоционально и морально в позитивный и хороший "цвета" соответственно, а более редкие - в негативный и плохой.

Характерной особенностью китайской культуры является частое использование долгосрочного, стратегического поведения. Именно такие образцы поведения воспринимаются в Китае как положительные и предсказуемо ожидаемые. Как в США положительно воспринимаются крайний индивидуализм и стремление отдельного индивида к бесконечному росту, часто за счет других, точно так же в Китае примерами положительного и рекомендуемого поведения является хитроумная комбинация, с помощью которой и достигается поставленная цель, и поддерживается социальная гармония.

Слово "стратегема" в нашем культурном слое употребляется крайне редко. Употребляется, как правило, слово стратегия:

  • военная стратегия,
  • стратегия бодибилдинга,
  • стратегия проникновения на рынок,
  • стратегия воспитания и образования;
  • стратегия развития общества,
  • стратегия духовного самосовершенствования,
  • стратегия бизнеса и т.д.

В Китае же существует несколько столь же часто употребляемых иероглифов

  • цзы,
  • цзяо,
  • моу,
  • це,

каждый из которых подразумевает "стратегему".

Изначальная кодификация тридцати шести стратегем была осуществлена еще во время правления династии Мин (1368-1644) и широко применялась тайными обществами (триадами) во время правления династии Цинь (1644-1911). В гоминдановском Китае Чан Кайши и в Китайской Народной Республике стратегемы получили крайне широкое распространение не только в военной науке, но и в политике, бизнесе, повседневной жизни.

Азиатские стратегемы можно уподобить с русскими поговорками, содержащими в себе народную мудрость, но это будет принижением статуса, которым стратегемы пользуются в Китае.

  • Ныне в Китае миллионными тиражами выпускаются даже комиксы (для детей), в которых наглядно иллюстрируется применение 36 стратегем.
  • 36 стратегем входят в обязательный багаж знаний китайца, окончившего среднюю школу, и должны быть выучены наизусть.
  • 36 стратегем входят в плоть и кровь китайской культуры и в значительной степени, что возможно даже не осознается самими китайцами, определяют образ поведения Китая на мировой арене.

Забегая вперед, крайне любопытным является вопрос о классификации 36 стратегем. Из анализа метода классификации можно также почерпнуть кое-что о топологии китайского образа мышления.

Можно упрощённо выделить шесть групп:

1. Первая шестерка (стратегемы 1-6) включает в себя стратегемы для победы;

2. вторая (7-12) - для противника;

3. третья (13-18) - для нападения;

4. четвертая (19-24) - для запутывания;

5. пятая (25-30) - для соединения;

6. шестая (31-36) - для отступления.

Описание стратегем:

Стратегема 1 : "Обмануть императора для того, чтобы он пересек море"

-3

Смысл данной стратегемы – необходимость маскировать собственные цели. Происхождение стратегемы связано со следующей историей: засомневавшегося в необходимости переплывать море императора убежденные в необходимости этого путешествия приближенные пригласили отдохнуть в дом на берегу моря. Дом, который в действительности являлся замаскированным кораблем, отчалил, как только император заснул, и пересек море, преодолев тем самым сомнения "сына неба". Примером возможного применения может служить Германия, 29 раз переносившая в 1940 году дату нападения на Францию, что усыпило бдительность французов.

Стратегема 2 : "Осадить государсто Вей для того, чтобы спасти государство Цзяо"

-4

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой ахиллесовой пяты) заключается в возможности победы над противником с помощью непрямого воздействия на него путем создания опасности для одного из его назащищенных ключевых элементов или процессов. Происхождение стратегемы таково: в период феодальной усобицы IV века до н.э. армия государства Чи спасла своего союзника, государство Вей, терпящего осаду от неприятеля, государства Цзяо, осадив незащищенную столицу Цзяо, вынудив Цзяо тем самым поспешить на помощь столице и отказаться от продолжения осады Вей. Примером возможного применения могут служить введение эмбарго на ввоз зерна в СССР со стороны США после ввода войск в Афганистан.

Стратегема 3 : "Одолжить нож и убить человека"

-5

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой подставного лица) - необходимость учитывать возможность выведения противника из строя чужими руками, избегая при этом привлечь к себе внимание. Примером возможного применения является поддержка Советским Союзом в конце 70-х гг. Вьетнама, который в то время стремился подчинить себе Камбоджу. Поддерживая Вьетнам, СССР осуществлял с его помощью контроль над транспортными путями между Тихим и Индийским океанами. Однако наиболее известным примером применения этой стратегемы стала остановка Сталиным наступления Советской Армии 1 августа 1944 на Варшаву с целью использования немецких войск для разгрома прозападного восстания в Варшаве.

Стратегема 4 : "Находясь на отдыхе, ожидать истощенного врага"

-6

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой изнурения противника) заключается в поиске путей к измождению (сильного) противника. Происхождение этой стратегемы связано с историей происхождения стратегемы 2: после того как войско государства Цзяо начало поспешное возвращение назад для спасения своей столицы, командовавший войском государства Чи генерал, выбрав заранее место для засады, в течение нескольких дней незаметно "обживал" это место, ожидая подхода уставшего во время долгого марша и растянувшегося в походную колонну войска государства Цзяо, чтобы нанести ему сокрушительное поражение.

Примером возможного применения может служить заманивание неприятеля вглубь России для последующего разгрома, например, под Москвой в 1941 году или во время стояния в Москве и при бегстве из нее в 1812 году.

Стратегема 5: "Воспользоваться пожаром для ограбления"

-7

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой стервятника) - необходимость извлекать выгоды и преимущества из проблем противника, рассматривать возможности нападения на испытывающего затруднения контрагента.

Примером возможного применения может служить навязывание Францией разоренному после первой опиумной войны Китаю Хуангпусского договора (1844), по которому Франция получила многочисленные преимущества в разнообразной деятельности на территории Китая, а также навязывание Россией разоренному теперь уже после второй опиумной войны Китаю Пекинского договора, по которому России перешли территории восточнее реки Уйгури. Также нападение СССР на Японию в 1945 году и присоединение к СССР Южно-Курильской гряды рассматривается китайцами как пример применения стратегемы 5.

Стратегема 6 : "Поднять шум на востоке, напасть на западе"

-8

Смысл этой стратегемы (называемой еще стратегемой отвлекающего маневра) заключается в необходимости использования ложных атак и отвлекающих маневров для маскировки направления главного удара. Даже библейская история о иерихонских трубах толкуется китайскими исследователями в смысле стратегемы 6: обходившее в течение 6 дней подряд город и трубившее в трубы войско заглушало тем самым работу саперов по подрыву стен осажденного Иерихона.

Примером возможного применения может служить распространенная во время подготовки вторжения в Египет в 1798 году Наполеоном информация о готовящейся переброске французского флота из Средиземного моря к побережью Ирландии. В ответ на это английский адмирал Веллингтон сделал непроходимым для судоходства Гибралтарский пролив, чем и воспользовался Наполеон, чья цель была отвлечь английский флот от французских средиземноморских коммуникаций.

Ниже предлагаю самим определить к какой стратегме относятся представленные в фильме (длит. 7 минут) события.

Неотъемлемой частью Второй мировой войны была пропаганда. Среди представителей разных национальностей сеялись раздор и вражда. Особое место в нацистской пропаганде занял антисемитизм. Немцы агитировали красноармейцев переходить к ним, обещая счастливую и сытую жизнь, если перебежчики приведут с собой не только командиров и комиссаров, но и евреев. На оккупированных территориях распространялись призывы устраивать еврейские погромы. Наряду с радиопропагандой использовались многочисленные листовки с рисунками, карикатурами, фотографиями, кинофильмы… Другие короткометражные фильмы можно посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/channel/UCeLv...

В заключении хочу пожелать всем читающим эту статью, оставаться объективными, позитивными и щедрыми на похвалу. Любой читающий эти строки может открыть между строк свои уникальные озарения и инсайты, которые и являются главным смыслом любой моей статьи. Всё даётся как одна из возможных версий естественного хода событий и не означает, что вы должны соглашаться абсолютно со всем, что кто-то здесь публикует. Каждый имеет право на свою Точку Зрения. Однако свое Уникальное Виденье можно выразить очень тактично, а иногда лучшим вариантом может быть - просто промолчать.