Ни один иной вид искусства «не умеет» взаимодействовать со Временем так, как это делает историческая живопись. В этом смысле она напоминает нам звёздное небо.
Абсолютного большинства тех звёзд, что светят нам ясной ночью, уже не существует. По крайней мере — не там и не так, как воспринимает наш с Вами разум. Все эти мириады светил давным-давно улетели, взорвались, угасли, перевоплотились в нечто новое или рассеялись газовым облаком, медленно остывая в холодных просторах. Давно покинули точки пространства и времени, откуда нéкогда испустили свет, лишь теперь достигший Земли.
Смотреть в ночное небо — значит наблюдать колоссальный спектакль, воспроизводящий прошлое Вселенной. Причём наблюдать фрагментарно и субъективно. Ведь Время, которое понадобилось свету для полёта к нам — разное для разных звёзд. Мы воспринимаем траектории, дистанции и температуры светил как оттенки цветов и степени яркости крошечных точек над нашими головами. И не задумываемся о большем. Нам просто нравится эта манящая бездна красоты, этот тихий восторг с нотками щемящей тоски о неразделённой любви человечества к звёздам...
Впечатление от картины большого мастера, пишущего на историческую тему — сродни описанному выше. Запечатлев на полотне давно отзвучавшие события, отрефлексированные мысли и остывшие чувства, художник получает власть над нашим субъективно понимаемым временем и пространством. Делает далёкое (или не очень) прошлое достоянием людей, живущих ныне.
Здесь и сейчас мы видим образы воинов и мыслителей, героев и злодеев, хорошо известных исторических, а то и абсолютно вымышленных персонажей родной истории, давно и прочно осознаваемых нами как реально существовавших. Мы знаем: за каждым из таких образов стоит жившая, чувствовавшая, надеявшаяся и стремившаяся личность. А то и не одна. И это символично. Двойные (да и вообще-множественные) звёзды во Вселенной — обычное явление; точно так же как собирательные и мифологизированные образы исторических персонажей, «вобравшие» в себя множество судеб, поступков и характеров — частые гости исторической живописи.
Живописец говорит с нами на языке цвета и света, точь-в-точь как это делает ночное небо. Помогает понять невидимую, но неразрывную связь прошлого с настоящим, протягивая нить сюжета ровно так же, как звезда из невообразимых глубин космоса тянется навстречу нашему взгляду бесконечно тонкой, но абсолютно нерушимой и способной посмеяться над самим Временем струной света. Оперирует символами под видом фактов и скорее даёт оценку и выносит суждение, чем реконструирует момент. Но в этом ведь и заключается правда искусства, как, впрочем, и красота звёздного неба. Большое лучше всего видится на том расстоянии, которое неизбежно мешает разглядеть малые черты и второстепенные детали. Парадокс удаленности во Времени, одинаково справедливый для исторической живописи и звездного неба.
Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Будем рады новой встрече с Вами, уважаемый читатель.