Найти в Дзене
Живопись

Наша история глазами художников

Ни один иной вид искусства «не умеет» взаимодействовать со Временем так, как это делает историческая живопись. В этом смысле она напоминает нам звёздное небо.

Абсолютного большинства тех звёзд, что светят нам ясной ночью, уже не существует. По крайней мере — не там и не так, как воспринимает наш с Вами разум. Все эти мириады светил давным-давно улетели, взорвались, угасли, перевоплотились в нечто новое или рассеялись газовым облаком, медленно остывая в холодных просторах. Давно покинули точки пространства и времени, откуда нéкогда испустили свет, лишь теперь достигший Земли.

Смотреть в ночное небо — значит наблюдать колоссальный спектакль, воспроизводящий прошлое Вселенной. Причём наблюдать фрагментарно и субъективно. Ведь Время, которое понадобилось свету для полёта к нам — разное для разных звёзд. Мы воспринимаем траектории, дистанции и температуры светил как оттенки цветов и степени яркости крошечных точек над нашими головами. И не задумываемся о большем. Нам просто нравится эта манящая бездна красоты, этот тихий восторг с нотками щемящей тоски о неразделённой любви человечества к звёздам...

Впечатление от картины большого мастера, пишущего на историческую тему — сродни описанному выше. Запечатлев на полотне давно отзвучавшие события, отрефлексированные мысли и остывшие чувства, художник получает власть над нашим субъективно понимаемым временем и пространством. Делает далёкое (или не очень) прошлое достоянием людей, живущих ныне.

Лагорио Лев Феликсович, «На берегу пустынных волн», 1897, холст, масло, Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, Санкт-Петербург
Лагорио Лев Феликсович, «На берегу пустынных волн», 1897, холст, масло, Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, Санкт-Петербург

Здесь и сейчас мы видим образы воинов и мыслителей, героев и злодеев, хорошо известных исторических, а то и абсолютно вымышленных персонажей родной истории, давно и прочно осознаваемых нами как реально существовавших. Мы знаем: за каждым из таких образов стоит жившая, чувствовавшая, надеявшаяся и стремившаяся личность. А то и не одна. И это символично. Двойные (да и вообще-множественные) звёзды во Вселенной — обычное явление; точно так же как собирательные и мифологизированные образы исторических персонажей, «вобравшие» в себя множество судеб, поступков и характеров — частые гости исторической живописи.

Васнецов Виктор Михайлович, «Витязь на распутье», 1882, холст, масло. 167 × 308 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Васнецов Виктор Михайлович, «Витязь на распутье», 1882, холст, масло. 167 × 308 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Живописец говорит с нами на языке цвета и света, точь-в-точь как это делает ночное небо. Помогает понять невидимую, но неразрывную связь прошлого с настоящим, протягивая нить сюжета ровно так же, как звезда из невообразимых глубин космоса тянется навстречу нашему взгляду бесконечно тонкой, но абсолютно нерушимой и способной посмеяться над самим Временем струной света. Оперирует символами под видом фактов и скорее даёт оценку и выносит суждение, чем реконструирует момент. Но в этом ведь и заключается правда искусства, как, впрочем, и красота звёздного неба. Большое лучше всего видится на том расстоянии, которое неизбежно мешает разглядеть малые черты и второстепенные детали. Парадокс удаленности во Времени, одинаково справедливый для исторической живописи и звездного неба.

Сазонов Василий Кондратьевич, «Первая встреча князя Игоря с Ольгой», холст, масло, 92,2x 132,1 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сазонов Василий Кондратьевич, «Первая встреча князя Игоря с Ольгой», холст, масло, 92,2x 132,1 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Малышев Василий Григорьевич, «Ярослав Мудрый дает народу законы»,1874, холст,масло, Третьяковская галерея, Москва
Малышев Василий Григорьевич, «Ярослав Мудрый дает народу законы»,1874, холст,масло, Третьяковская галерея, Москва
Горбатов Константин Иванович, «Струги. Великий Новгород», 1912, холст, масло, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
Горбатов Константин Иванович, «Струги. Великий Новгород», 1912, холст, масло, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
Архипов Сергей Архипович, «Схватка русских с татарами. 12 век», 1916, холст, масло, Центральный военно-исторический музей артиллерии и войск связи
Архипов Сергей Архипович, «Схватка русских с татарами. 12 век», 1916, холст, масло, Центральный военно-исторический музей артиллерии и войск связи
Суриков Василий Иванович, «Княжий суд», 1874, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Суриков Василий Иванович, «Княжий суд», 1874, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Маковский Константин Егорович, «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». 1862, холст, масло. 148 x 112 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Маковский Константин Егорович, «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». 1862, холст, масло. 148 x 112 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Лебедев Клавдий Васильевич, «Боярская свадьба», 1883, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Лебедев Клавдий Васильевич, «Боярская свадьба», 1883, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Чистяков Павел Петрович, «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту», 1860, холст, масло, Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Чистяков Павел Петрович, «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту», 1860, холст, масло, Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич, «Стрелецкий бунт»,1862, холст, масло. 150 x 200 см, Таганрогский художественный музей
Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич, «Стрелецкий бунт»,1862, холст, масло. 150 x 200 см, Таганрогский художественный музей
Седов Григорий Семенович, «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»,1882, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Седов Григорий Семенович, «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»,1882, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Янов Александр Степанович, «В Приказ (Приказ в Москве)», 1879, холст, масло, Серпуховский художественно-исторический музей
Янов Александр Степанович, «В Приказ (Приказ в Москве)», 1879, холст, масло, Серпуховский художественно-исторический музей
Рябушкин Андрей Петрович,«Московские женщины и девушки в церкви (XVII столетие)», 1899, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Рябушкин Андрей Петрович,«Московские женщины и девушки в церкви (XVII столетие)», 1899, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Лебедев Клавдий Васильевич, «К боярину с наветом», 1904, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Лебедев Клавдий Васильевич, «К боярину с наветом», 1904, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иванов Сергей Васильевич, «Боярский возок», 1908, Саратовский художественный музей
Иванов Сергей Васильевич, «Боярский возок», 1908, Саратовский художественный музей
Иванов Сергей Васильевич, «Приезд иностранцев. XVII век»,1901, холст, масло. 152 x 232 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иванов Сергей Васильевич, «Приезд иностранцев. XVII век»,1901, холст, масло. 152 x 232 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Суриков Василий Иванович, «Меншиков в Берёзове», 1883, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Суриков Василий Иванович, «Меншиков в Берёзове», 1883, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Неврев Николай Васильевич, «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением», 1886, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Неврев Николай Васильевич, «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением», 1886, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Миодушевский Иван, «Вручение письма Екатерине II», 1861, холст, масло, 107,5 x 147,7 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Миодушевский Иван, «Вручение письма Екатерине II», 1861, холст, масло, 107,5 x 147,7 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Якоби Валерий Иванович, «Шуты при дворе Анны Иоанновны»,1872, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Якоби Валерий Иванович, «Шуты при дворе Анны Иоанновны»,1872, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Якоби Валерий Иванович, «Первое торжественное собрание Академии художеств 28 июня 1765 года», Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Якоби Валерий Иванович, «Первое торжественное собрание Академии художеств 28 июня 1765 года», Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Будем рады новой встрече с Вами, уважаемый читатель.