Формирование привязанности (по Дж. Мерсер)
⠀
Привязанность от рождения до восьми месяцев.⠀
⠀
Итак, маленький человек пришел в мир. Когда-то это были мы с вами, а потом, появились наши дети. И если говорить о привязанности, то у всех все начинается одинаково - с поведения вовлечения.⠀⠀
Почти сразу после рождения малыши начинают реагировать на других людей: копируют выражение лица и начинают проявлять интерес к лицам, особенно к глазам. ⠀
На 6-8 неделе появляется ответная улыбка. ⠀
Все это является залогом установления эмоциональной связи со взрослым.⠀
⠀
▪Раннее бесстрашие.⠀
Первые пол года младенец не проявляет предпочтения к конкретному человеку и не боится незнакомых, что так же является важным признаком привязанности.⠀⠀
Дети не боятся незнакомых людей, темноты, собак, громких звуков. Их может расстроить человек, которому не удалось понять их сигналов, но это не связано со страхом.⠀⠀
С точки зрения эволюции врожденная привязанность была бы сопряжена с серьезными проблемами, поскольку раньше многие матери умирали при родах, а это означало бы, что, не успев родиться, ребенок получал бы серьезную травму.⠀
⠀
▪Внутри диады "мать-дитя"⠀⠀
Самые маленькие дети больше озабочены процессами, происходящими внутри них, нежели окружающими людьми.⠀
В этот период перед родителями стоит задача - научиться утешать и успокаивать малыша.⠀
⠀
▪Диадическая саморегуляция.⠀⠀
Это когда ребенок может быть успокоен и утешен только заботящимся о нем человеком. Это важный шаг в формировании привязанности, поскольку она помогает ребенку проводить гораздо больше времени в спокойном бодрствующем состоянии, чем это было возможно ранее.⠀
Если заботящийся взрослый откликается на потребности ребенка, находится в зоне доступпа, если он постоянен и предсказуем в своей заботе, то привязанность развивается и переходит на следующий этап.⠀
От восьми месяцев до двух лет.⠀
▪Эмоции привязанности и поведение привязанности.⠀
Ребенок знает чего ожидать от взрослого и может считывать сигналы и предвосхищать действия. Например, если мама расстегивает блузку - значит, будет кормить и т.д.⠀⠀
А еще, появляется новая эмоция, которая меняет социальный мир ребенка - это СТРАХ.⠀⠀
Ребенок начинает бояться громких звуков, внезапных движений, неожиданных событий и особенно незнакомых людей. ⠀
Если люди ему знакомы, то он испытывает чувство уверенности и безопасности, если незнакомые - страх. ⠀
Таким образом, привязанность проявляется радостью и спокойствием с одной стороны, страхом и дискомфортом - с другой.⠀
⠀
УМЕРЕННАЯ ПУГЛИВОСТЬ в этом возрасте - показатель того, что развитие идет по правильному пути и родители делают все как надо.⠀ ⠀
Появление незнакомца и расставание с мамой не так страшны, если они происходят дома.⠀⠀
Если мама и папа рады видеть незнакомого человека, то ребенок поймет, что повода для опасений нет. С другой стороны, выражение тревоги со стороны родителей подтвердит опасения и усилит чувство страха.⠀
⠀
▪Поведение с надежной базой.⠀⠀
Поведение с надежной базой дети демонстрируют, когда находятся в незнакомом месте с одним из родителей или с хорошо знакомым человеком.⠀⠀
Ребенок использует знакомого человека как базу, из которой можно совершать разведывательные вылазки. ⠀ ⠀
Сначала ребенок отходит недалеко и вскоре возвращается, часто карабкаясь на руки. Т.о. он получает эмоциональную "дозаправку".⠀ ⠀
Почувствовав уверенность, ребенок уже необязательно будет каждый раз возвращаться: зрительного контакта и одобряющего взгляда хватит для того, чтобы на время вселить в него уверенность.⠀ ⠀
Видя, что ребенок использует своего взрослого как надежную базу, мы понимаем, что этот человек играет важную роль в его жизни, это всегда тот, к кому уже сформирована НАДЕЖНАЯ привязанность.⠀⠀
Наличие надежной базы - важный аспект нормального детского развития.
Дошкольный период (3-7 лет)⠀
⠀
▪Расставание и воссоединение.⠀⠀
Дошкольный возраст - это период, когда дети все больше хотят отделяться от родителей, их начинают интересовать игры со сверстниками.⠀
К сепарации начинают стремиться и взрослые, давая ребенку больше самостоятельности.⠀⠀
Дошкольники не сильно переживают из-за расставания, если оно находится у них под контролем (известны временные рамки и причины отсутствия рядом любимых взрослых). ⠀⠀
Сделать понятным то, что происходит вокруг - вот что необходимо родителю, чтобы снизить тревогу у дошкольника, в том числе и сепарационную.⠀⠀
Дети спокойнее принимают расставания, если получают объяснения. ⠀
Например, ребенок может согласиться пойти в детский сад, если его поцелуют столько раз, на сколько часов его там оставят, если в шкафчике его будет ждать какое-то лакоиство и проч.⠀
⠀
▪Умение договариваться.⠀⠀
Вера в возможность компромисса - ребенок должен научиться ДОГОВАРИВАТЬСЯ. ⠀
Без этого весь последующий школьный опыт может быть весьма затруднен.⠀
⠀
Младший школьный возраст.⠀
⠀
Важный аспект привязанности начинает составлять дружба со сверстниками, но ядром эмоциональной жизни ребенка являются родители.⠀⠀
Привязанность помогает пережить опасность или тяжелый опыт.⠀
Смягчить разлуку помогает разговор по телефону или даже фантазия о воссоединении. ⠀
На самостоятельную борьбу со стрессом, без поддержки, ребенок будет тратить много энергии, необходимой ему для игры и для учебы.⠀⠀
Родителям и детям в этот период полезно продолжать стремиться к созданию партнерства с корректировкой цели.