Найти в Дзене

Привязанность

Формирование привязанности (по Дж. Мерсер)

Привязанность от рождения до восьми месяцев.⠀

Итак, маленький человек пришел в мир. Когда-то это были мы с вами, а потом, появились наши дети. И если говорить о привязанности, то у всех все начинается одинаково - с поведения вовлечения.⠀⠀

Почти сразу после рождения малыши начинают реагировать на других людей: копируют выражение лица и начинают проявлять интерес к лицам, особенно к глазам. ⠀

На 6-8 неделе появляется ответная улыбка. ⠀

Все это является залогом установления эмоциональной связи со взрослым.⠀

▪Раннее бесстрашие.⠀

Первые пол года младенец не проявляет предпочтения к конкретному человеку и не боится незнакомых, что так же является важным признаком привязанности.⠀⠀

Дети не боятся незнакомых людей, темноты, собак, громких звуков. Их может расстроить человек, которому не удалось понять их сигналов, но это не связано со страхом.⠀⠀

С точки зрения эволюции врожденная привязанность была бы сопряжена с серьезными проблемами, поскольку раньше многие матери умирали при родах, а это означало бы, что, не успев родиться, ребенок получал бы серьезную травму.⠀

▪Внутри диады "мать-дитя"⠀⠀

Самые маленькие дети больше озабочены процессами, происходящими внутри них, нежели окружающими людьми.⠀

В этот период перед родителями стоит задача - научиться утешать и успокаивать малыша.⠀

▪Диадическая саморегуляция.⠀⠀

Это когда ребенок может быть успокоен и утешен только заботящимся о нем человеком. Это важный шаг в формировании привязанности, поскольку она помогает ребенку проводить гораздо больше времени в спокойном бодрствующем состоянии, чем это было возможно ранее.⠀

Если заботящийся взрослый откликается на потребности ребенка, находится в зоне доступпа, если он постоянен и предсказуем в своей заботе, то привязанность развивается и переходит на следующий этап.⠀

От восьми месяцев до двух лет.⠀

▪Эмоции привязанности и поведение привязанности.⠀

Ребенок знает чего ожидать от взрослого и может считывать сигналы и предвосхищать действия. Например, если мама расстегивает блузку - значит, будет кормить и т.д.⠀⠀

А еще, появляется новая эмоция, которая меняет социальный мир ребенка - это СТРАХ.⠀⠀

Ребенок начинает бояться громких звуков, внезапных движений, неожиданных событий и особенно незнакомых людей. ⠀

Если люди ему знакомы, то он испытывает чувство уверенности и безопасности, если незнакомые - страх. ⠀

Таким образом, привязанность проявляется радостью и спокойствием с одной стороны, страхом и дискомфортом - с другой.⠀

УМЕРЕННАЯ ПУГЛИВОСТЬ в этом возрасте - показатель того, что развитие идет по правильному пути и родители делают все как надо.⠀ ⠀

Появление незнакомца и расставание с мамой не так страшны, если они происходят дома.⠀⠀

Если мама и папа рады видеть незнакомого человека, то ребенок поймет, что повода для опасений нет. С другой стороны, выражение тревоги со стороны родителей подтвердит опасения и усилит чувство страха.⠀

▪Поведение с надежной базой.⠀⠀

Поведение с надежной базой дети демонстрируют, когда находятся в незнакомом месте с одним из родителей или с хорошо знакомым человеком.⠀⠀

Ребенок использует знакомого человека как базу, из которой можно совершать разведывательные вылазки. ⠀ ⠀

Сначала ребенок отходит недалеко и вскоре возвращается, часто карабкаясь на руки. Т.о. он получает эмоциональную "дозаправку".⠀ ⠀

Почувствовав уверенность, ребенок уже необязательно будет каждый раз возвращаться: зрительного контакта и одобряющего взгляда хватит для того, чтобы на время вселить в него уверенность.⠀ ⠀

Видя, что ребенок использует своего взрослого как надежную базу, мы понимаем, что этот человек играет важную роль в его жизни, это всегда тот, к кому уже сформирована НАДЕЖНАЯ привязанность.⠀⠀

Наличие надежной базы - важный аспект нормального детского развития.

Дошкольный период (3-7 лет)⠀

▪Расставание и воссоединение.⠀⠀

Дошкольный возраст - это период, когда дети все больше хотят отделяться от родителей, их начинают интересовать игры со сверстниками.⠀

 К сепарации начинают стремиться и взрослые, давая ребенку больше самостоятельности.⠀⠀

Дошкольники не сильно переживают из-за расставания, если оно находится у них под контролем (известны временные рамки и причины отсутствия рядом любимых взрослых). ⠀⠀

Сделать понятным то, что происходит вокруг - вот что необходимо родителю, чтобы снизить тревогу у дошкольника, в том числе и сепарационную.⠀⠀

Дети спокойнее принимают расставания, если получают объяснения. ⠀

Например, ребенок может согласиться пойти в детский сад, если его поцелуют столько раз, на сколько часов его там оставят, если в шкафчике его будет ждать какое-то лакоиство и проч.⠀

▪Умение договариваться.⠀⠀

Вера в возможность компромисса - ребенок должен научиться ДОГОВАРИВАТЬСЯ. ⠀

Без этого весь последующий школьный опыт может быть весьма затруднен.⠀

Младший школьный возраст.⠀

Важный аспект привязанности начинает составлять дружба со сверстниками, но ядром эмоциональной жизни ребенка являются родители.⠀⠀

Привязанность помогает пережить опасность или тяжелый опыт.⠀

Смягчить разлуку помогает разговор по телефону или даже фантазия о воссоединении. ⠀

На самостоятельную борьбу со стрессом, без поддержки, ребенок будет тратить много энергии, необходимой ему для игры и для учебы.⠀⠀

Родителям и детям в этот период полезно продолжать стремиться к созданию партнерства с корректировкой цели.