Найти тему
Катехизис и Катарсис

Российская Империя наносит ответный удар


У вас
могло сложиться впечатление, что с криптографией в Российской империи был мрак и ужас. И это во многом действительно так, если речь шла про полевую армию. Но Русский императорский флот в определённой мере сумел отомстить немцам.

В отличие от армии, русский флот с самого своего появления постоянно использовал криптографию — передачу сигналов флагами. Тут развитие шло примерно так же, как и с прочими шифрами: от заранее заданных групп флагов, кодирующих определённые слова или фразы до кодирования через подмену группами флагов отдельных символов и слогов. Естественно, что когда на флоте появилось радио, значительно расширившее оперативные возможности, встал вопрос кодирования радиопереговоров от перехвата. Немцами была принята система кодирования с помощью трёхбуквенного кода с перешифровкой: сначала текст по "кодовой книге" с помощью словарного кода (замена слов/букв/слогов на заранее известную группу символов) шифровался, после чего перешифровывался по актуальному ключу простым шифром подстановки. Предполагалось, что такой шифр обеспечивает полную неуязвимость переговоров.

Описания всех кодовых систем и "кодовая книга" для первичной шифровки текста содержались в Сигнальной книге Германского флота, введённой в действие в 1913 году. Её попадание в руки врага было настолько нежелательно, что в случае неминуемой угрозы такого развития событий она должна была быть либо сожжена в котле, либо выкинута в море, для чего специально утяжелялась свинцовыми элементами в оплётке. Все эти меры предосторожности немцам не помогли. В августе 1914 года лёгкий крейсер "Магдебург" в ходе попытки уйти от преследования русскими кораблями напоролся на мель и был захвачен. Шифровальщик корабля по какой-то причине не успел уничтожить обе Сигнальные книги, первую из которых русские моряки обнаружили в груде мусора на палубе (немцы пытались эвакуировать на берег всё самое ценное, но не успели). Вторую кодовую книгу нашли после обыска водолазами дна: она была прижата к телу руками мёртвого немецкого моряка (по одной из версий, шифровальщик решил выполнить свой долг до конца и пошёл ко дну вместе с книгой).

Попадание столь ценных сведений (а кроме Сигнальной книги с "Магдебурга" вытащили кучу секретных карт, уставов и т.д.) в руки русских моряков открывало превосходные возможности. Оставалось лишь вскрыть шифр и скрыть факт попадания его в свои руки. Сигнальная книга содержала лишь "кодовую книгу" для первого шифрования, и чтобы собственно вскрыть морской шифр, требовалось иметь набор перехваченных шифрограмм. С этим у Балтийского флота были небольшие проблемы. До войны на берегах Балтики создавались несколько радиостанций флота, которые должны были осуществлять передачу сообщений кораблям и перехват вражеских сообщений. По старой-доброй русской традиции перехвату уделялось мало внимания, а с началом войны из-за увеличения объёмов радиопереговоров у работников радиостанций едва хватало сил на передачу сообщений своим – не то что на перехват немецких переговоров.

Поэтому уже в августе 1914 года создаются 12 новых радиостанций по всей протяжённости побережья, предназначенных исключительно для перехвата немецких сообщений. Также в Ганге, на о. Рэншер, о. Эзель и в Гапсале установили новейшие радиопеленгаторы, которые позволяли приблизительно обнаруживать квадраты, из которых велись переговоры. Все собранные на этих станциях сведения передавались в штаб флота, где обрабатывались отделом 2-го (радиотелеграфного) флагманского минного офицера штаба командующего флотом (флот, мать вашу, а подлиннее должность нельзя было придумать?!) под руководством И.И. Ренгартена. Благодаря деятельности радиоразведки флота в руках моряков были немецкие шифрограммы, благодаря "Магдебургу" была "Сигнальная книга". Оставалось подобрать ключ. Тут немцы сами помогли русским, так как ключ стабильно раз в сутки меняли в 12 часов ночи, поэтому можно было с помощью частотного анализа словарного шифра из Сигнальной книги и шифрограмм раскрыть шифр. В этом флотцам помог дешифровщик министерства иностранных дел Феттерлейн, который за несколько дней вскрыл метод кодирования. Теперь дешифровщики в штабе флота просто каждое утро по известному алгоритму подбирали новый ключ и читали немецкие переговоры.

Чтобы скрыть факт попадания Сигнальных книг в руки наших и раскрытия ими немецкого военно-морского кода, была проведена целая спецоперация. Всех моряков, снятых с немецкого крейсера, отправили во Владивосток, где до конца войны держали в изоляции от внешнего мира. Водолазам был показательно сделан выговор за то, что они ничего не нашли, равно как и призовой команде. Вскоре в Гельсингфорсе в охраняемом особняке поселился пленный немецкий капитан "Магдебурга" фон Хабенихт, к которому никого не пускали, но разрешили переписку с родными через шведское посольство, через него же он заказывал себе свежую прессу. Вскоре капитан в одном из журналов обнаружил расставленные над некоторыми буквами еле заметные точки (примитивнейший шифр), которые складывались в сообщение с вопросом о судьбе Сигнальных книг: «Где книги? Если уничтожили их, сообщите так: если утопили, попросите журнал “Иллюстрированные новости”, если сожгли, то “Шахматный журнал Кагана” — номер, соответствующий номеру котла на “Магдебурге”». Вскоре капитан заказал себе «Шахматный журнал Кагана» № 14.

Через некоторое время на корпус "Магдебурга" высадилась немецкая партия, которая отыскала в котле № 14 остатки свинцовых утяжелителей Сигнальной книги. После чего в немецком адмиралтействе вопрос Сигнальных книг был полностью закрыт, и они были признаны нескомпрометированными. Ренгартен, изображавший всё это время фон Хабенихта, должен был гордиться собой. Почти до самого конца войны немецкий флот, убеждённый в сохранности секретов Сигнальной книги, не менял её. Балтийский и Черноморский флот (турки приняли на своём флоте к использованию немецкую же Сигнальную книгу) читали все переговоры кораблей противника, а также переговоры военно-морских атташе Германии, тоже использовавших её.

В конце 1914 года копию Сигнальной книги передали британцам и французам, которые с её помощью тоже сумели разгадать немецкий военно-морской шифр. Таким образом немецкий флот оказался в той же ситуации, что Русская армия.

Автор - Владимир Герасименко