Найти в Дзене
Архивариус

Анахронизмы в истории Петербургских строений и монументов.

Иногда, глядя на некоторые изображения Петербурга, можно удивиться, увидев стоящим уже готовое здание, которое по известной истории еще только начинало строиться и на момент написания картины художником, стоять в готовом виде никак не могло. Как же мог рисовальщик изобразить здание уже построенным? Или, может быть, имеет место не верная датировка рисунка и художник писал вид позже? Подобные моменты очень возбуждают альтернативных исследователей, которые не знакомы или слабо знакомы с историей, которую стремятся опровергнуть.

С каждым подобным «непонятным» случаем нужно разбираться отдельно. Для первого примера можно взять вот такое изображение Исаакиевского собора, датируемое 1820-ми годами, тогда как до окончания строительства собора оставалось три десятка лет:

К моменту создания рисунка окончательный проект Исаакиевского собора еще не был утвержден, а работы были на стадии фундамента. Художник, "снимавший вид", вертоятнее всего ориентировался на альбом офортов О. Монферрана "Eglise de St. Isaac..." (СПб., 1820) с изображением планов и фасадов будущего собора. В литографии мы видим первоначальный проект 1818 года с двумя колонными портиками с южной и северной сторон, в 1825 замененный проектом с четыремя портиками.У Е.Н. Тевяшова (см. справочники) описан экземпляр литографии из того же альбома А.И. Плюшара с монограмой "П.А.". Под разными названиями ("Новый мост и проектируемый Исаакиевский собор", "Новый мост и воссоздаваемый Исаакивский собор", "Новый судовой мост к Васильевскому острову") литография была опубликована в альбомах Плюшара 1824, 1825 и 1827 годов.
К моменту создания рисунка окончательный проект Исаакиевского собора еще не был утвержден, а работы были на стадии фундамента. Художник, "снимавший вид", вертоятнее всего ориентировался на альбом офортов О. Монферрана "Eglise de St. Isaac..." (СПб., 1820) с изображением планов и фасадов будущего собора. В литографии мы видим первоначальный проект 1818 года с двумя колонными портиками с южной и северной сторон, в 1825 замененный проектом с четыремя портиками.У Е.Н. Тевяшова (см. справочники) описан экземпляр литографии из того же альбома А.И. Плюшара с монограмой "П.А.". Под разными названиями ("Новый мост и проектируемый Исаакиевский собор", "Новый мост и воссоздаваемый Исаакивский собор", "Новый судовой мост к Васильевскому острову") литография была опубликована в альбомах Плюшара 1824, 1825 и 1827 годов.

Свернуть

Итак, как проверить, писал ли художник реальный вид собора или использовал проектный эскиз, взятый из альбома архитектора?

Прежде всего, нужно смотреть сам проект. Открываем альбом "Eglise de St. Isaac..." (1820) и смотрим — действительно, собор в проектном варианте так и изображен. Даже ракурс тот же:

-2

Далее, если немного знать историю сооружения 4-го по счету Исаакиевского собора, можно увидеть несколько достаточно надежных «маркеров», свидетельствующих о том, что перед нами проектный вид, а не изображение с натуры: известно, что Монферран изначально планировал лишь два портика с колоннадами — с северной и южной стороны собора, но после перерыва в строительстве и исправлении выявленных проектных ошибок, запроектировал в 1825-м году четыре портика со всех четырех сторон здания, что мы и наблюдаем у собора сейчас в действительности. В рассматриваемых изображениях боковых портиков с колоннами нет, следовательно, рисовальщик вписал в изображаемый им вид Петербурга собор, используя начальный проект. Так же, помимо иной формы и размера четырех колоколен, можно отметить и наличие ограды вокруг собора: дело в том, что ограда была запланирована и в первом проекте 1820-го года, и во втором 1825-го года, но в реальности, так и не была построена:

Серафимов, Фомин "Описание Исаакиевского собора...", 1865
Серафимов, Фомин "Описание Исаакиевского собора...", 1865

Иными словами, если мы видим изображение собора с оградой вокруг него, то этот вид точно писан с проекта.

Есть и банальные ошибки неких анонимусов, которыми активно пользуются конспирологи для своих инсиннуаций вокруг истории сооружения. Вот популярное изображение:

-4

Тут вообще напутано всё: во-первых, это не проект Ринальди, а проект Монферрана 1820-го года. По проекту Ринальди собор должен был выглядеть так, если бы его достроили:

-5

Во-вторых, в списке работ Брюллова такого изображения нет: https://artchive.ru/artists/194~Aleksandr_Pavlovich_Brjullov/works

В-третьих, ошибка в фамилии архитектора, который достраивал собор за Ринальди — написано «Бренке», вместо «Бренна».

В-четвертых, сам источник изображения не внушает доверия: это картинка из журнала «Нива» за 1918 год. По всему видно, что редактор Невы был не слишком эрудирован в истории сооружения монумента.

Отсюда: https://runivers.ru/bookreader/book482090/#page/157/mode/1up
Отсюда: https://runivers.ru/bookreader/book482090/#page/157/mode/1up

Вот этот вид собора писали с проекта (потому что изображено Ринальдиевское здание, которое так и не достроили в реале), а ниже практически тот же вид, но писан с натуры (поскольку изображен собор, который достроил Бренна):

Риунок Патерсона, 1794
Риунок Патерсона, 1794
-8

Ну, хорошо, а тогда возникает такой вопрос: зачем вообще художники использовли какие-то проекты для рисования видов города? Почему не рисовали «как есть», с натуры?  Конечно же, рисовали «как есть», но не всегда. К примеру, именно на парадных видах Петербурга, разрушенные и недостроеннные здания рисовальщики не изображали. В этих случаях, действительно, вместо вида строящегося здания, использовали проектный вид готового сооружения.

Исаакиевский собор в лесах.
Исаакиевский собор в лесах.

Известно, что в некоторых случаях, на парадных видах изображали даже уже не существовавшие к тому времени постройки:

«Хотя Махаев пользовался при съемке камерой-обскурой, его проспекты не являются механическим воспроизведением видов города. На основе выполненных с натуры зарисовок Махаев создавал затем у себя в мастерской черновой вариант пейзажа, в случае необходимости возвращаясь на натуру. Для точной передачи архитектурного облика изображаемых построек, а также для воспроизведения в то время еще недостроенных или уже разрушенных зданий, которых не должно быть на парадных видах Санкт-Петербурга, он пользуется архитектурными чертежами. Так, на «Проспекте вниз по Неве реке между зимним Ея Императорскаго Величества домом и Академиею Наук» мы видим здание Кунсткамеры, башня и внешняя отделка которого были уничтожены пожаром в декабре 1747 года. Для восстановления облика Кунсткамеры Махаев пользовался чертежами альбома «Палаты Санктпетербургской императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры...» (1741). В ноябре 1750 года он работал над видом третьего Зимнего дворца и в рапорте в канцелярию Академии наук сообщал, что для изображения двух фонтанов, бывших на лугу перед дворцом в 1745 и 1746 годах, ему необходимы их рисунки, которые имеет обер-архитектор Канцелярии от строений граф Растрелли. Тщательность в изображении архитектуры в ряде проспектов сочетается с довольно свободной компоновкой зданий на листе по отношению друг к другу. Так, в «Проспекте Государственных Коллегий с частию Гостинаго двора с Восточную сторону» Гостиный двор сильно развернут на юго-восток по отношению к зданию Государственных коллегий, в «Проспекте вверх по Неве реке от Адмиралтейства и Академии Наук к востоку» Петропавловская крепость очень приближена к стрелке Васильевского острова. Сделано это для совершенствования композиции проспектов и заполнения свободного пространства листа.»

В некоторых случаях, рисовальщик изображал здание «как есть», а гравёр приводил его в «законченный» вид:

«Рисунок исполнен Марселиусом в двух вариантах, отличающихся друг от друга лишь в мелких деталях. Но эти детали весьма любопытны; на одном варианте Кунсткамера и Исаакиевская церковь (в то время строившиеся) изображены в лесах, на другом — без лесов. В соответствии с представлениями эпохи на городских видах не изображались недостроенные или разрушенные здания — художники “реконструировали” их по чертежам. Так поступали, в частности, Зубов и Махаев. Изображение Марселиусом лесов и незавершенного строительства (в обоих вариантах Кунсткамера без башни) говорит о присущей художнику трезвой реалистичности, нехарактерной для искусства эпохи барокко. Нарисовав сооружения так, как они есть, он, очевидно, затем исполнил второй вариант (без лесов), предназначавшийся для гравирования. Но и во втором варианте Марселиус не стал “реконструировать” башню Кунсткамеры, оставив это дело граверу.»:

Рисунок Марселиуса, 1725-й год. Недостроенная вторая Исаакиевская церковь справа.
Рисунок Марселиуса, 1725-й год. Недостроенная вторая Исаакиевская церковь справа.
Гравированный рисунок Марселиуса, 1729 год. Церковь к этому времени уже была достроена.
Гравированный рисунок Марселиуса, 1729 год. Церковь к этому времени уже была достроена.

Подхлестнуть фантазии «исследователей» могут и составленные и не приведенные в жизнь проектные планы. Как пример, Монферран при планировании амсамбля площади у строящегося собора, хотел переместить Гром-камень с Медным всадником со своего исторического места для лучшей симметрии ключевых монументов (проект так и остался на бумаге, но неосведомленный персонаж, глядя на него, обязательно бы сделал вывод о «скрытой от нас истории»):

-12

А глядя на этот рисунок 1769 года, любой конспиролог получит «доказательства» что Гром-камень всегда стоял на своем месте и никто его ниоткуда не привозил. Ведь в 1769-м Камня на Сенатской площади еще не было и баржа с ним причалит к набережной два года спустя, в 1771 году:

-13
-14

Однако, это всего лишь проект, который сделал архитектор Фельтен для перестройки этого участка набережной. К слову сказать, поскольку Камень в 1769 году еще не был обработан, то и изобразил его Фельтен в «диком виде»:

-15

Еще один популярный пример — рисунок Бенджамина Патерсена с изображением Казанского собора. На основании открытки 1984 года выпуска, альтернативные историки твердо датировали картину 1800-м годом, тогда как собор строился с 1801 по 1811 год:

-16

Один из энтузиастов заинтересовался этим анахронизмом и написал письмо в музей, в котором хранится оригинал рисунка, на что получил следующий ответ:

«В ответ на Ваше письмо о гравюре Б. Патерсена сообщаю следующее. В фондах музея А.С. Пушкина имеется гравюра очерком, раскрашенная акварелью, работы Б. Патерсена. Она называется «Новый Казанский собор» и датируется 1811 годом. Информация о данном произведении опубликована в издании: “Дар Губара: Каталог собрания Павла Викентьевича Губара в музеях и библиотеках России.” — Москва, 2006. С. 208, № 2297. В настоящее время предмет находится на реставрации.» Отсюда: https://voin-zen.ru/zagadka-daty-kazanskogo-sobora-na-risunke-benzhamina-patersena-raskryta/

Еще один анахронизм — Александровская колонна. Куда же без нее?

В 12-м томе немецкой энциклопедии Ф. Бертуха 1830-го года издания, прозорливые товарищи с альтернативной исторической ориентацией увидели изображение Александровской колонны, которая по «официальной» истории будет установлена и открыта лишь через несколько лет:

Bertuch, Friedrich Justin: Bertuch's Bilderbuch ; Zwölfter Band. - 1830
Bertuch, Friedrich Justin: Bertuch's Bilderbuch ; Zwölfter Band. - 1830

Кроме того, на данном изображении присутствует не такое как в реальности навершие — крест вместо ангела, что так же наводит на подозрения... В чём же тут дело?

Предварительный проект установки монумента в Санкт-Петербурге был разработан Монферраном еще в 1814 году. Французский архитектор предлагал установить в центре пустующей Дворцовой площади монумент-обелиск, общая композиция которого должна была повторять Троянову колонну с барельефами на военную тематику русской истории, но в античном стиле:

Обелиск, проект монумента на Дворцовой площади.
Обелиск, проект монумента на Дворцовой площади.

Однако от этого проекта решено было отказаться в пользу монумента - колонны. Первый проект был представлен императору в 1829 году, однако далее претерпел изменения в верхней части и был утвержден в декабре все того же 1829 года:

Первый проект АК.
Первый проект АК.

Именно этот первоначальный проект, с крестом и луковкой, в 1830 году попадет в энциклопедию Бертуха. А вариантов навершия существовало несколько штук:

-20

Еще один анахронизм, связанный с Александровской колонной, замечен на «Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта»:

http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1828/
http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1828/

Каким образом на гравированный на меди план 1828 года попало изображение монумента, проект которого утвердили в 1829-м, а сам памятник  установили в 1832, а открыли лишь в 1834 году?

По всей видимости, установить в центре Дворцовой площади — памятник Александру 1, было делом уже решенным еще до 1828 года (помним про проект Монферрана 1814-го года). Или, к примеру, К. Росси в 1819 году на проектном плане по строительству второго корпуса Главного Штаба уже наметил основание монумента:

-22

Существовали проекты с установкой «высотной доминантой» в центре Дворцовой и много раньше: Проекты В. В. Растрелли (1753 г.) и И. Е. Старова (1774 г. - 2) предлагали установку в центре ДП памятника Петру I с парком (1) и полукруглой колоннады (2) соответственно:

Источник: https://cont.ws/@anscool/1464652
Источник: https://cont.ws/@anscool/1464652

Потому не удивительно, что монумент появился и на плане Шуберта 1828 года.

sehem_het