Найти тему
Круто об искусстве

Ева - змей-искуситель! Неожиданно? Сейчас расскажу 😁

из средневековых манускриптов.
из средневековых манускриптов.

На христианских средневековых изображениях, начиная с конца 12 века змей-искуситель очень часто изображался не просто в женском обличьи, но с лицом Евы.

из средневековых манускриптов.
из средневековых манускриптов.
из средневековых манускриптов.
из средневековых манускриптов.
из средневековых манускриптов.
из средневековых манускриптов.
из средневековых манускриптов.
из средневековых манускриптов.

Спасибо парижскому богослову ПЕТРУ КОМЕСТОРУ, который впервые заявил о том, что змей, выбранный дьяволом, не только ходил прямо, но и имел "лицо девы". Утверждал он это в 12 веке в своей "Схоластической истории" ("Historia scholastica", 1169–1173). Суть такая: дьявол вошел в Еву, потому что "подобное привлекает подобное".

Любопытно, что аналогичную историю - дьявол вошел в змея и принял облик Евы, чтобы та увидела себя как в зеркале и не испугалась, - привел неизвестный автор сирийского сочинения "Пещера сокровищ" (4-6 века). Его идея такая: сатана действует как человек, который хочет научить попугая разговаривать - хозяин прячется за зеркалом и начинает говорить, попугай думает, что с ним общается другая птица и охотно повторяет слова. Т.е дьявол поступил с Евой точно так же.

Первый текст был распространен на Западе, второй - на христианском Востоке.

Паоло Уччелло. Первородный грех. Цикл фресок по книге Бытия из церкви Санта Мария Новелла. 1430.  Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Паоло Уччелло. Первородный грех. Цикл фресок по книге Бытия из церкви Санта Мария Новелла. 1430. Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Рафаэль. Грехопадение. 1519. Фреска лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане.
Рафаэль. Грехопадение. 1519. Фреска лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане.
Рафаэль. Адам и Ева. 1509-1511. Станца делла Сеньятура, Ватикан.
Рафаэль. Адам и Ева. 1509-1511. Станца делла Сеньятура, Ватикан.

Какие визуальные штампы повлияли на такую иконографию Грехопадения?

1️⃣ Античная женщина-полузмея (например, линейская Гидра).

2️⃣ Сирены (полуптицы; полурыбы, чешуйчатый хвост которых сильно напоминал змеиный), важнейшая фунция которых - искушать и губить людей.

3️⃣ В трактате "Liber Monstrorum" (скорее всего его написал епископ Альдхельм) гадюка описывается как змея с человеческим торсом.

Внимание: образ антропоморфной рептилии не имеет ничего общего с ЛИЛИТ иудейской традиции - в Средние века ее НИКОГДА НЕ представляли полузмеем. Поэтому если вы читаете обратное, сразу заканчивайте чтиво.

В средневековый визуальный инструментарий образ змея-девы проник из литературы и драматических постановок, ибо художники тогда были, скажем так, не сильно образованными. А вот авторы мистерий напротив. Плюс им нужно было убедительно и аргументированно представить змея двуногим и разговаривающим - трактат Петра Коместора был им хорошим "компаньоном".

Гуго ван дер Гус. Грехопадение. 1479. Музей истории искусства, Вена (часть диптиха; вторая часть "Оплакивание").
Гуго ван дер Гус. Грехопадение. 1479. Музей истории искусства, Вена (часть диптиха; вторая часть "Оплакивание").

Дальше уже стали создавать массу разных текстов, описывающих сатану как ящерицу с женским лицом (например, "Зерцало природное" Винсента из Бове, 13 век; или "Видение о Петре Пахаре" Уилтяма Ленгленда, 14 век; или "История крушения Трои" Гвидо дель Колона, 14 век). Более того, проникли описания эти и в энциклопедическую литературу о живой природе (полагали, что змей утратил свою девичью голову в результате проклятия, последовавшего после искушения).

С 16 века змей все чаще обретает мужские черты, потому что ассоциируется с многочисленной антропоморфной дьявольщиной. А образ змея-девы постепенно стал более всеобъемлющим - символом греха, ереси и обмана.

Иероним Босх. Воз сена. 1500-1502. Прадо, Мадрид.
Иероним Босх. Воз сена. 1500-1502. Прадо, Мадрид.
Франгемт с грехопадением.
Франгемт с грехопадением.

Вот откуда ноги у famme fatale растут.