Найти в Дзене

АЛИСА. "Трасса Е-95". Привет от Джона Траволты

Дата написания этой песни известна точно, до дня.

Константин Кинчев утверждает, что написал ее 5 октября 1996 года в Рязани, где гастролировала «Алиса». Сочинил ее прямо в автобусе.

В то время поездки по трассе Е-95 были для Кинчева обычным делом, ведь он жил, как принято говорить, на два города и вынужден был постоянно мотаться из Москвы в Санкт-Петербург и обратно.

Эта ситуация и вдохновила его на создание композиции «Трасса Е-95». Константин так объяснил смысл песни:

"Трасса” про взаимосвязь этих городов в моем сердце. Публика в этих городах разная, но и она перемешивается – москвичи едут на концерты в Питер, а питерские – в Москву."

Уже через три дня, 8 октября, «Алиса» впервые исполнила «Трассу Е-95» на концерте в Твери. Причем эта премьера состоялась неожиданно как для зрителей, так и для музыкантов.

Константин Кинчев
Константин Кинчев

Во время исполнения одной из песен на бас-гитаре Петра Самойлова порвалась струна. Возникшую паузу музыканты решили заполнить премьерой песни. Новинка прозвучала в акустике (Константин Кинчев играл на гитаре, а Андрей Шаталин подыгрывал ему) в сокращённом варианте – музыканты исполнили лишь два куплета.

Андрей Шаталин
Андрей Шаталин

Песня «Трасса Е-95» входит в альбомы «Дурень», «Пляс Сибири на берегах Невы», «Мы вместе ХХ лет» и некоторые сборники песен группы.

_______________________________

Видеоклип «Трасса Е-95» снял режиссер Андрей Лукашевич.

Андрей Лукашевич
Андрей Лукашевич

В ролике можно увидеть Константина Кинчева, его дочь Веру, журналиста и литератора Валерия Панюшкина, а также автомобиль лидера «Алисы» – Toyota 4Runner.

Свидетельство о регистрации автомобиля Константина Кинчева
Свидетельство о регистрации автомобиля Константина Кинчева

Согласно сюжету клипа, лидер «Алисы» хочет поздравить свою дочь с днём рождения, но мифический персонаж Ток, роль которого исполнил журналист Валерий Панюшкин, никак не может доставить звонок по назначению. В дальнейшем персонажи пересекаются на трассе и в какой-то момент Константин Кинчев даже берёт ангела в попутчики. В конечном итоге звонок был доставлен.

Андрей Лукашевич:
Клип обошелся под двадцатку долларов (20 000 $, прим.). За эти деньги можно было или отгрохать на «Мосфильме» классную декорацию, взять оператором Козлова или Мукасея и сделать гламур. А мне всегда интересно было снимать кино, снимать про какие-то терки, про какие-то отношения. И я эту сумму тратил на три съемочных дня, даже не дня, а на трое суток, посадив Костю в машину.

По словам Лукашевича, роль ангела в клипе придумалась очень просто. Годом ранее вышел замечательный фильм с Джоном Траволтой, где тот играет ангела (фильм «Майкл», 1996, прим.). Этот фильм просто потряс режиссера, и было решено вставить подобный персонаж в клип.

Джон Траволта в фильме "Майкл"
Джон Траволта в фильме "Майкл"

Но с Кинчевым было сложно.

Андрей Лукашевич:
Когда Кинчев увидел ангела, одетого в белые одежды и с белыми крыльями за спиной, он сразу сказал: «Нет... Всё внутри протестует... Я православный человек».
Потом Костя сказал: «Ладно, хрен с вами, пусть будет ангел. Но у моего ангела крылья черные».
Я говорю: «Костя, нет! У меня черно-белая пленка советская, этих черных крыльев никто не увидит, просто никто не увидит!». И мы сошлись на компромиссе, в результате чего в клипе крылья такие пего-серые, ужасные.
Они были изначально белые, которые мы углём так затерли и на которые навесили этот моторчик. Вот, Костя перенес это стоически. Я сейчас понимаю, как он на нас смотрел тогда.
По датам выхода этого клипа как-то так получалось, что снимать нужно было кровь из носу, захватывая первое сентября. Костя уперся, сказал: «Нет, первого сентября у Веры день рождения». Вере четыре года или пять исполнялось.
Кинчев с дочерью Верой
Кинчев с дочерью Верой
Андрей Лукашевич:
Я говорю: «Хорошо, хорошо. А давай ты поздравишь Веру по телефону в клипе!». И вот только тогда он согласился и пошел на компромисс. Мы с этой сцены и начинали в Москве, потом садились на машины, херачили без сна.

В роли ангела снялся друг Лукашевича сценарист Валерий Панюшкин.

Валерий Панюшкин
Валерий Панюшкин
Александр Лукашевич:
Я подумал: «Иванушки International прекрасные. Они все красавцы. Почему все снимают таких?». Я ставил задачу, чтобы было интересно смотреть людям, значит, должен быть кто-то другой. Хорошо, а почему не снимают толстых, а почему не снимают заик? Лысых, заикающихся! Кем был Панюшкин уже тогда.

Валерий Панюшкин:
Когда Лукашевич позвонил мне и предложил сняться в новом клипе Константина Кинчева, я не очень удивился. Во-первых, у меня смешная рожа. Во-вторых, клип малобюджетный, а я никакой не актер и поэтому не попрошу денег. В-третьих, Лукашевич читает мои заметки, и ему всё кажется, будто я способен придумать историю, достаточно внятную, чтобы можно было снять кино.
Оказалось, что снимать нужно чуть ли не завтра. Что сюжета никакого не придумано, но придумывать сюжет надо под жёсткую структуру песни: куплет – припев – проигрыш. Что проигрышей три, и в каждом из них должно быть пятнадцать секунд диалога. А диалоги пусть происходят на заправочной станции, в баре и в Петербурге на набережной. При этом маленький бюджет, а стало быть нельзя строить декорации, приглашать артистов и задумываться о компьютерных спецэффектах.
– В общем, так, – Кинчев звонит из Москвы в Петербург поздравлять дочку с днём рождения.
– А за спиной у него... – вместо истории я придумал феньку – смешного шитого белыми нитками персонажа, – стоит Ангел Телефонных Линий с крыльями. И записывает номер...

Сцена из клипа "Трасса Е-95"
Сцена из клипа "Трасса Е-95"

– А в Петербурге, – продолжал Лукашевич, – гудки. Никто не подходит. И тогда Кинчев садится в автомобиль и едет.
– А ангел пытается обогнать Кинчева, задержать его на дороге и донести телефонный сигнал раньше, чем сам абонент приедет туда, куда звонит.
Я даже не думал тогда, что сочиненный мною Ангел Телефонных Линий, под которого мы теперь подгоняли сюжет, назавтра действительно полетит из Москвы в Петербург на своих дурацких войлочных крыльях.
– А ещё знаешь чего, – сказал Лукашевич. – Пусть у ангела за спиной будет моторчик...

Дальше было трое ужасных суток съемок. Прыжки с парапета набережной, имитирующие взлет ангела, и наоборот, прыжки с крыши фольксвагеновского автобуса, чтобы изобразить падение ангела с небес.

Гонка тремя машинами по ночной трассе «без обеденных перерывов, но с сублимированными супами и отвратительной красной колбасой».

Стрелка Васильевского острова в 5 утра, умывание в туалете прогулочного пароходика.

Валерий Панюшкин:
Когда Лукашевич сказал: "Стоп! Снято!" и в ту же секунду солнце упало в Неву, я не поверил своим ушам. Я не знал, что дальше делать. С этой секунды я перестал быть ангелом.

-10

Кстати.

В видеоклипе Кинчев звонит из таксофону и набирает номер 212-85-06, известный по песне Бориса Гребенщикова.

А строчка из песни «Я иду по своей земле дорогой, которой нет» оказалась пророческой. Через два месяца после написания текста нумерация дорог изменилась, трасса между Москвой и Петербургом стала называться Е-105 (ныне М10, прим.).

_____________________________________

С меня история, а с вас лайк и подписка! Договорились?

Истории других песен "Алисы":

  • Красное на черном
  • Все это рок-н-ролл
  • Мое поколение