Промаявшись в кровати до утра, супруги встали рано, часов в пять. Чтобы не разбудить Мишу, они на цыпочках спустились на кухню и закрыли дверь. Виталий поставил чайник. Всё делали молча, хотя чувствовали, что им есть о чём поговорить.
Лена достала заварочный чайник и стала машинально бросать в него травы. Каждое утро она заваривала бодрящий сбор: мелисса, смородина, лимонник и чашелистики клубники. Всё это собиралось и сушилось ею собственноручно. Все растения выращивались во дворе их дома. Такой чай любила вся семья и пила его с удовольствием вместо кофе. Залив кипяток в красивый прозрачный чайник, Лена посмотрела на мужа, а тот, словно ожидая, когда она закончит, наконец, нарушил молчание:
- Мишку с собой возьмём?
Лена сглотнула. Она так и не смогла до конца отделаться от мысли, что появление умершей родственницы в их жизни может оказаться предвестником смерти. Поэтому брать сына с собой ей не хотелось.
- Может, к моей маме его завезём? Или к твоей. Но моя живёт по пути на кладбище.
- Бабушка про Мишу спрашивала, – неуверенно произнёс Виталик. – Вдруг, если мы его не возьмём, она не успокоится и будет звонить? И потом, если бы мы собиралась без всяких «приглашений», то взяли бы его с собой. Он любил прабабушку.
Лена задумчиво постучала пальцами по столу. Это были настоящие муки выбора: страх за сына и страх оставлять его одного. Даже если он будет с бабушками и дедушками, от этого ей спокойнее не станет.
Кроме того, женщину немного напрягал тот момент, что покойная позвонила не родной дочери, а внуку.
- Поговори с мамой, – попросила она Виталика. – А насчёт Миши позже решим. Пока не могу ничего толкового сообразить.
Виталий кивнул и набрал номер матери.
- Да не сейчас же! – воскликнула Лена, кинув взгляд на часы. Они показывали десять минут шестого. Но было поздно. Судя по всему, мама уже взяла трубку.
- Алло, мама, прости, что так рано.
- Ничего, я как раз проснулась. Случилось что? Почему ты не спишь в такое время?
- Случилось, мам. Ты только не переживай…
- Как я могу теперь не переживать? – взволнованно проговорила женщина. – Не томи, говори, что произошло? С Леной что-то? С Мишей?
- Нет-нет, с ними всё в порядке, – поспешил успокоить её Виталик. – Речь пойдёт о… бабуле.
- О какой? О нашей?
- Да, мама. Ты не поверишь, но она мне вчера звонила…
Лена слушала, как муж пересказывает события вчерашнего вечера. Судя по разговору, свекрови приходили в голову всё те же вопросы и сомнения, которыми терзались они сами. В конце концов, она попросила взять её с собой. Услышав, как Виталий говорит в трубку:
- Хорошо. Пока, мам. – Лена разлила чай по чашкам и протянула одну мужу. Тот сделал глоток и сказал:
- Мама считает, что мы должны все вместе поехать.
- Ты ничего не спросил насчёт Прохора и Анны, – заметила Лена.
- Решил, что раз она поедет с нами, по дороге и спрошу.
Лена побарабанила пальцами по столу, а потом заметила:
- Мне бы не хотелось говорить Мише про звонок. Так что, я буду тебе благодарна, если ты предупредишь свою маму об этом. И пусть он едет с нами, так мне всё же будет немного спокойнее.
- Не вопрос, – успокоил жену Виталик. – Думаю, она тоже не горит желанием волновать внука. Кстати, о Мише. Разбудим его или дождёмся, когда он сам встанет?
- Пусть поспит.
Но Миша или почувствовал, что уже все не спят, или сам так быстро выспался, но ровно 7.05 он уже стоял на кухне, не понимая, почему все так рано встали.
- Мы сегодня поедем на кладбище, к бабушке Рае, – сказал Виталий.
- А зачем? Ты же сказал, что она умерла. Зачем нам ехать на кладбище?
- Поухаживать за могилкой, привести всё в порядок. Просто, чтобы не забывать её.
- Мам, а мы её там увидим? – спросил Миша.
- Нет, милый, не увидим, – вздохнула Лена. – Ты не хочешь ехать?
- Хочу. А ещё кушать хочу.
- Садись, сейчас кашу сварю.
Кладбище встретило семью тишиной. На парковке стояло всего три автомобиля, хотя день был выходной.
- Права бабуля, забыли про стариков, – вздохнул Виталий. – Погода вон какая! И тепло, и сухо.
- Не нагоняй тоску, – отрезала его мама. – Твоя бабушка терпеть не могла постные лица на кладбище. Она говорила, что это место неотъемлемая часть жизни. Так что выше нос и помоги мне!
В отличие от детей, она к поездке на кладбище успела подготовиться основательно. Взяла инструменты, ведро, даже какие-то цветы в горшке.
- Фиалки! – воскликнула Лена. – Решили посадить на могиле?
- Да, мама их очень любила. Увидела не так давно в цветочном, и вот прикупила. Стояли у меня на окне, ждали своего часа.
Старая часть кладбища выглядела довольно неухожено. Все смогли воочию убедиться, какой урон нанесли хулиганы памятникам.
- Руки бы им выдрать, – пробормотал Виталий.
А вот у бабушки на могиле было относительно чисто. Нужно было только сгрести листву и траву, убрать прилетевшие откуда-то фантики и посадить фиалки. Пока взрослые занимались делами, Миша разглядывал соседние памятники и читал по слогам:
- Фо-ми-на Та-ма-ра Ива-но-вна. Мам, а ты её знаешь?
- Нет, не знаю.
- У-ша-ков Пр-пр-пр…Про-хо-ррр Ан-дре… Сложное имя какое!
- Андреевич? – переспросила Лена. И побледнела. – Виталик! Прохор Андреевич!
Супруги подскочили к памятнику, возле которого стоял сын и прочли надписи.
- Думаешь, это он?
- Наверное. Думаешь, у неё в окружении было много Прохоров?
- Пап! Мам! Вы о чём? – обиженно произнёс ничего не понимающий Миша.
- Ничего, сынок, иди к бабушке, – сказал Виталик. Тот посмотрел на них укоризненно и демонстративно обиженно пошёл жаловаться на родителей бабушке.
- Что она говорила про него? – спросила Лена.
- Что ему дует. Ага, вот смотри, дыра в могиле. Какая-то странная!
- Может, это нора?
- Нет, – возразил Виталий. – Отсюда словно что-то вырвали. Тащи лопатку, закопаем.
Пока Лена бегала за лопаткой, Виталий огляделся. Где-то могла быть Анна Михайловна, которой отчего-то тяжело. Через две могилы он заметил упавший памятник, и сердце ёкнуло от предчувствия, чьё имя на нём стоит. И он оказался прав.
Закрепить сломанное надгробие без инструментов и материалов он не смог, а поэтому прислонил его к металлической оградке.
- Что происходит? – тихо спросила мама, подходя к Виталию. Лена тем временем помогала Мише отмыть руки, перепачканные землёй. Мужчина вздохнул и пересказал просьбы бабушки.
- Неужели это всё было на самом деле? – вздохнула мама.
- А ты думала, я всё выдумываю?
- Прости, но в такое сложно поверить.
- Прощаю. Я и сам своим ушам не до конца поверил. Пойдём, осталось последнее дело.
Он подошёл к бабушкиной могиле. На глазах у жены, мамы и сына, он вырыл небольшое углубление и кинул туда бабушкин телефон. Потом быстро закопал и торжественно произнёс:
- Памятник Анне Михайловне я починю, только не сегодня, а в следующие выходные. Так ей и передай. И к тебе загляну. Мы будем приезжать чаще.
Он замолчал и постоял так несколько минут. Молча и вся его семья. Потом Виталий кивнул маме, приобнял жену за плечи и пошёл к машине. Никто, даже Миша, не спросил его, зачем он закопал телефон. Да он и сам не до конца понимал, зачем он это сделал. Наверное, так ему просто будет спокойнее.
***
Никогда больше бабушка не беспокоила внука или дочь звонками с того света. А они, в свою очередь, больше никогда не забывали навещать бабушку на кладбище. Спустя годы, Виталий иногда ловил себя на мысли, а не приснились ли ему те звонки? Уж слишком невероятным казалось разговаривать с тем, кто находится на том свете.
Конец! Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Если вам нравятся мои рассказы, вы можете поддержать (или поблагодарить) меня донатом на карту 5599 0020 0897 2392 (Юмоней).