Найти тему
Кирилл Кукушкин

ВНУТРЕННЕЕ БЕЖЕНСТВО

Источник: NurPhoto Agency
Источник: NurPhoto Agency

Вдумываясь в название известного фильма Дэвида Линча ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ, у меня запустилась цепочка ассоциаций того, что еще из политических образований и явлений может у нас быть ВНУТРЕННИМ? Взор пал на актуальный вопрос беженства. Убежища. Людей, которые в силу обстоятельств получили такой статус.

Как правило, обращаясь к стереотипам, мне представляется бедность, поношенная одежда, потерянный взгляд, признаки голода и озлобленности. Тут, возможно, сработала соседнее представление о формах гуманитарной помощи. Которая призвана по идее восполнить дефицит того, что утрачено. При поверхностном приближении это как раз одежда, продукты, медикаменты. Наверное детские игрушки и средства гигиены.

Агрессивное поведение. Вероятно, эхом доносятся заголовки каких-то СМИ, которые освещают эту проблему в Европе. Национальные традиции и плотность связей внутри групп, сообщества. Некие абстрактные кварталы, где на какой-то религиозный праздник случается общественный скандал на почве столкновения культур.

Интересуясь чуть ближе, мне начинает представляться некая внутренняя картина, которая может возникнуть у человека, оказавшегося в такой ситуации. Сложность с ориентацией в пространстве. Вероятно, в следствии того, что круг явного ( дом, школа, магазин и т.д.) теперь резко другой. Привычные маршруты безвозвратно изменились. Расстояния другие. Другая логистика. Другие люди в кафе, ларьке и супермаркете.

Снижение социальной активности. Во многом может быть из-за того, что поменялась привычная экономика. Способ отношения с деньгами. Стоимость товаров и услуг. Вероятно изменился размер зарплат. Мне кажется, часто изменилась кадровая позиция, должность. Уж точно, я почти уверен, изменился социальный статус.

Во многих исследованиях также отмечается чувство утраты, как одна из основных, определяющих черт, связанных со статусом беженца. В частности разрыв связей с общиной.

Хотя община многими рассматривается как географическое понятие, подлинное ее значение определяется тем, что она знаменует собой олицетворение коллективных интересов, ценностей и норм, которыми руководствуются люди во время совместной деятельности и на основе которых строятся различного рода взаимодействия с другими людьми.

Своеобразного рода культурный код. Оптика, отражающая принципы общения субъекта с миром. И вероятно одна из определяющих потребностей, как раз и состоит в поиске значимой группы , практикующий общий язык ( в широком смысле, включая лингвистические характеристики и также систему значений). Так среда, в которой можно "отслеживать", "чекать" критерии реальности, значимости, безопасности.

Важно пояснить, что я осознаю возможный масштаб сопутствующих травматичных событий, предшествующих переезду. И необходимость учета биологических потребностей ( в здоровом, насколько это возможно сне, теплой еде и одежде, крове, оказании медицинской помощи и т.д.) или социальных ( связанных с получением некого гражданского статуса, в случае, если переселение произошло на территорию другого государства, распределение по школам детей, взрослых на биржи, пожилых людей по соответствующим социальным центрам).

Также понимаю необходимость психологической адаптации. В том числе, если рассматривать ее в некой долгосрочной перспективе. Однозначно существуют в разных странах определенные, вероятно общие протоколы оказания срочной психологической помощи. Также я уверен, что есть центры, организации, профиль которых и состоит в том, чтобы в том числе оказывать сопровождение на разных этапах. Вероятно, у многих из них есть вполне открытая и обоснованная какими-то исследованиями методология.

Думая про все это, у меня возникает чувство спокойствия. Которое говорит, что система заботится о людях. И предусматривает разные риски, возможные в обществе, чрезвычайные ситуации.

Примерно такие ассоциации у меня возникают.

Далее я начал думать, где проходят границы, отличающие "их" от "нас"?

Здесь, в этом тексте, мне бы хотелось наверное скорее поделиться личными откликами, которые возникают в качестве реакцию на тему. И все предпосылки исходят опять же из индивидуального маршрута ( ценностей, встреч, информации), минуя экспертизу или какую-нибудь другую форму объективности. Так как, речь пойдет про переживание, мнение, которое сейчас еще по-прежнему продолжает разворачиваться, хочу предупредить читателя о возможной непоследовательности, клочковатости утверждений. Как если бы мы смотрели на изображения экшн снимка.

Для меня ценностно важна тема инклюзии, близости. Мое восприятие работает таким образом, что, когда сталкиваюсь с какой-то определенной, отличной от меня группой, мне хочется ее описать, потом найти схожесть. Это работает как часть какого-то гуманитарного интереса, который насыщает представление о человеке, или об обществе.

При этом, важно сделать акцент скорее на наблюдении, именно описании, исключающим оценки или сопоставления. Основанное в том числе на любопытстве.

Затем, имея представление об особенностях, мне становится интересно, а есть ли в моем опыте, что-то схожее? Где я мог бы откликнуться.

Иными словами, мне интересны многообразия форм и проявлений категории "нас", как людей.

По этому, допускаю, что с излишней осторожностью отношусь наоборот к позиции эксклюзии, отнесению к отдельной определенной категории. Отчуждению.

Наверное тут я бы поделился банальным тезисом о том, что мы люди, и мы вариативны.

И , пройдя через эти мыслительные допущения, я начал рассматривать феномен беженства, как метафору.

Например, заметил, что резкие события, которые со мной происходят, часто выбрасывают меня из привычного места. Того, которое я привык занимать. Тут я имею ввиду в общем смысле некий эмоциональный опыт. Тот случай, когда мы говорим, что чувствуем себя на своем месте:

Привычные отношения с миром, с людьми, с деятельностью претерпели изменения, разрушились. А новые еще не выстроились.

Всеобъемлющее чувство неопределенности. Попытка уследить закономерности, правила. Но как только кажется, что что-то начал понимать, обрушивается новая порция вопросов.

Чувство плавающей идентичности, осколки которой калейдоскопом мерцают в повседневном опыте.

Чувство усталости от попыток разобраться.

В чем разобраться? В лучшем случае, что будет дальше. Или о причинах, которые крылись в прошлом.

Сильное чувство тоски по прошлому! Ностальгия, ресентимент.

Ограниченная уверенность в возможностях собственной воли.

Временная яма. Чувство как будто жизнь стоит на паузе.

Пониженное чувство доверия к миру, к людям.

Сопутствующее чувство исключительности собственного опыта. Мне это за что-то досталось.

Потеря временной или логической перспективы. Некий рубеж, отрезающий и обесценивающий присутствие прошлого, в каком-то качестве настоящего.

Радикализация суждений.

Примерно такая картина феноменального опыта, которую я могу восстановить из переживания кризиса. Или стресса, вызванного в ответ на какое-то событие.

Желание сбежать из этого состояния. Или добежать до нового предпочитаемого, не известного до конца, но представляемого как другое, где все будет как было, только лучше. Которое основывается то-ли на мечтах, то-ли на рассказах других, то-ли на рекламе..

"Внутренний", личный опыт беженства из одной картины мира, в другую. Вызванный опять же личной трагедией, катаклизмом.

И также предполагающий свои "службы поддержки". Как будто личность, Я, является отражением общества. А психологические процессы, отражением социального.

Как незаметно нечто ВНЕШНЕЕ становится ВНУТРЕННИМ.