Найти тему
КиноРаритет

Летающий Ленин, садистка-собаколюбка и русские балерины в мультиках, претендовавших на «Оскара»

Оглавление

Вы, возможно, знаете, что на церемонии вручения «Оскара» в этом году фигурировал единственный фильм из России – короткометражный мультфильм Антона Дьякова «БоксБалет». Да, и тот заветной статуэтки не получил в своей категории. Тем не менее, интересно было сравнить, с кем ему пришлось конкурировать.

«Малиновка Робин» (Robin Robin)

Единственный в данной подборке анимационный фильм, который можно показать детям. Правда, взрослые на нём могут заскучать – очень уж простенький, без двойного дна у него сюжет. Семейство мышей утаскивают из-под кошкиных когтей птичье яйцо. В их норке из него вылупляется птенец малиновки и – делать нечего – малыша оставляют на воспитание. Крылатый птах учится у приёмной семьи пробираться в человеческие дома и воровать там крошки. Получается у него не очень, и вот однажды птице-мышь решается пуститься «на дело» в одиночку, чтобы принести не крошку, а целый сэндвич. По дороге он, разумеется, влипает в неприятности, знакомиться с больной вещизмом сорокой и сталкивается с кошкой.

Маленькая птаха из британского мультика «Малиновка Робин» очень старается стать мышкой
Маленькая птаха из британского мультика «Малиновка Робин» очень старается стать мышкой

Про поросят, мечтающих стать овчарками, нам уже рассказывали. Про овечек, превращающихся в волков – тоже. В этом отношении, сюжетный зачин британской «Малиновки Робина» не оригинален, что искупается миловидностью персонажей (сшитых и связанных из ниток и тряпочек), вниманием к деталям, забавными песнями и богатыми на обилие предметов декорациями. Кошку, между прочим, озвучивала Джиллиан Андерсон (агент Скалли из «Секретных материалов»), но её голоса вы, скорее всего, не услышите – мультфильм ходит по Сети в русскоязычном дубляже.

«Бестия» (Bestia)

15-минутный кукольный мультфильм, в котором вы не поймёте ровным счётом ничего, если не знаете, о ком он. Нам показывают какую-то тётку с дыркой в голове, которая едет в поезде и вспоминает себя, ещё без дырки в голове. Вот она прогуливается со своей овчаркой (любовь к которой у неё доходит до не вполне вменяемого уровня), вот заявляется в дом к каким-то мутным типам. Вот занимается чем-то совсем непонятным в их подвале, после чего оттуда выносят и загружают в багажник машины подозрительный свёрток. Кто это? О чём это?

Героиня чилийского мультфильма «Бестия» - совсем нестандартная любительница собак
Героиня чилийского мультфильма «Бестия» - совсем нестандартная любительница собак

На самом деле, центральная героиня чилийского мультфильма «Бестия» - реально существовавшая персона Ингрид Олдерок. Она была дочерью сбежавшего нацистского пособника, и сама стала агентом спецслужб Чили в 70-ые годы (то есть, в период жестокой диктатуры). Про эту совсем немилую пышку известно, что она участвовала в изощрённых пытках противников Пиночета, используя отравляющие газы и специально натренированных собак. Знание этого мультик не делает увлекательнее, но на «Оскара» его, видимо, номинировали за оригинальную технику – куклы в нём сделаны из фарфора.

«Шашни с искусством» (Affairs of Art)

Англо-канадская рисованная короткометражка, в которой известная английская аниматорша Джоанна Куинн рассказывает о своём детстве, о взаимоотношениях со своей сестрой и о том, как полюбила рисовать.

Ленин в британо-канадском мультике «Шашни с искусством» появляется совершенно непредсказуемо
Ленин в британо-канадском мультике «Шашни с искусством» появляется совершенно непредсказуемо

Весь фильм представляет из себя набор сценок (не всегда сюжетно связанных), нарисованных и анимированных в очень экспрессивной и парадоксальной манере, напоминающей мультипликацию гения рисованной анимации Билла Плимптона. В одной из сценок сестра героини (большая любительница путешествовать и большая поклонница всего, что связано с неживым) приезжает в Москву, заходит в Мавзолей, и вылетает оттуда вместе с дедушкой Лениным. При всей кажущейся бредовости (и обилии чёрного юмора) «Шашни с искусством» - любопытный, весёлый и забавный мульт, вполне номинации достойный.

«БоксБалет»

На фоне перечисленных фильмов, российский претендент выглядит наиболее «классическим» и умиротворённым, хотя тоже не лишён экспрессивности (ну, и для просмотра детям не предназначен). Это простая история любви хрупкой балерины и брутального боксёра, не слишком удачливого в своей спортивной карьере.

Мультфильм Антона Дьякова «БоксБалет» не из тех, которые предназначены несовершеннолетним зрителям
Мультфильм Антона Дьякова «БоксБалет» не из тех, которые предназначены несовершеннолетним зрителям

Боксёр, увидав, как балерина пытается достать с дерева непутёвого своего кота, и животинку с ветки снимает, и под опеку воздушную девушку берёт, пытаясь защитить от бытовых напастей, мелких воришек и домогательств похотливого балетмейстера. Нарисовано всё это в довольно карикатурной манере, а номинацию на «Оскар» мультик «БоксБалет» получил, скорее всего, за симпатичных персонажей и внимание к деталям.

Стеклоочиститель (The Windshield Wiper)

Наконец, победитель этого года – 15-минутный компьютерный «Стеклоочиститель». Чистый арт-хаус от анимации! Практически бессюжетная короткометражка, в которой автор – режиссёр и сценарист Альберто Миельго пытается ответить на вечный вопрос «Что же такое любовь?». Делает он это при помощи никак не связанных между собой сценок-наблюдений. В одной полусумасшедший бродяга разговаривает с манекеном в магазинной витрине, явно углядев в нём кого-то из своего прошлого, кого-то очень ему дорогого. В другой двое зататуированных неформалов листают страницы приложения для знакомств, стоя в сантиметрах друг от друга, но друг друга не замечая (а потому что от экранов мобилок глаз не отрывают). В третьей парочка молодых людей сидят на берегу океана, переосмысляя только что между ними случившееся. Ну, и так далее.

В мультфильме «Стеклоочиститель» отражается одиночество современного человека в перенаселённом мире
В мультфильме «Стеклоочиститель» отражается одиночество современного человека в перенаселённом мире

На мой вкус, «Стеклоочиститель» - действительно самый достойный «Оскара» фильм из пятёрки претендентов. Он высокохудожественный и в визуальном, и в драматургическом плане. Он неординарный – и техникой, и способом разговора со зрителем. И эмоционально воздействует, по-моему, сильнее остальных. Эдакий мини-шедевр от мини-анимации.