Найти в Дзене
Наталия Будур

КРАСНАЯ МОСКВА: императрица против жены Молотова. Антикварные байки

Символ Советского Союза, легендарная классика с более чем столетней историей, сложный аромат из почти 60 компонентов.

Духи с нежным и терпким запахом, известным во всем мире, который много раз грозился исчезнуть с прилавков магазинов, но всегда побеждал забвение.

«Красная Москва» или «Букет импратрицы»?

-2

-3

Как правильнее называть этот аромат, и кто его создатель? Парфюмеры мануфактуры Броккара или специалисты фабрики «Новая Заря» во главе с женой Молотовой?

Для кого они были созданы? Для императрицы или советских женщин 1930-х годов?

Цветочный аромат отличался от всего, что было явлено миру до него. И неоспорим факт, что «Букет императрицы» создали на фабрике Броккара. В 1913 году от имени мануфактуры императрице Марии Федоровне был прислан в подарок восковой букет необыкновенной красоты, в котором каждый цветок благоухал собственным ароматом. Ноты запахов сливались в утонченную композицию.

-4

Вдовствующей императрице аромат так понравился, что она заказала такие духи и якобы лично назвала их «Любимый букет императрицы», а в качестве награды броккаровская фабрика получила награду и стала именоваться «Поставщиком Двора Императорского Величества».

По другой же версии, создание духов было приурочено к 300-летию дома Романовых, а подарены они были Александре Федоровне, которая обожала цветы, и в ее комнатах всегда стояли свежие букеты сирени и ландышей.

-5

Надо сказать, что идея воскового букета для империи Броккара была не нова – сам Генрих Афанасьевич Броккар завоевал сердце будущей жены при помощи букетика фиалок. Они не только дивно благоухали на рояле, но еще и лишили голоса другого ухажера – знаменитого певца, который не смог взять ни одной ноты. Коварному парфюмеру было прекрасно известно, что аромат фиалок губителен для голосовых связок, и он еще усилил его специальной эссенцией. Шарлота лишь рассмеялась неудаче поклонника и кокетливо спросила Броккара: «Так Вы еще и маг?».

-6

В «Букете императрицы» было намного больше нот, чем в трогательном букете фиалок. К сожалению, точных формул его до наших дней сохранилось.

С падением царского режима, практически развалилась и парфюмерная отрасль, а национализированные фабрики стали выпускать мыло – гигиена в Советской России была важнее «финтифлюшек». Компания Брокара перешла в руки государства и стала называться Государственная мыльная фабрика N 5, а затем — “Новая Заря”.

-7

Мыло, конечно, - дело хорошее, но советским женщинам, катастрофически не хватало дамских штучек.

И вот во времена НЭПа директором «Новой Зари» становится Полина Жемчужина – жена Вячеслава Молотова, яркая и деловая женщина, настоящая бизнес-леди, к мнению которой прислушивался сам Сталин. Именно при ней был в 1925 году выпускается «Красная Москва», автором которой считается оставшийся в революционной России броккаровский парфюмер Огюст Мишель.

-8

Верхние ноты аромата — бергамот, кориандр и флердоранж; средние ноты - жасмин, роза, гвоздика и иланг-иланг. В составе базовых нот - ирис, бобы тонка и ваниль. Букет приправлен ароматом березовой древесины и мускуса.

-9

Эксперты считают, что это все-таки совершенно новые духи, лишь отдаленно напоминающие «Букет императрицы», поскольку такую сложную композицию чисто технологически нереально было создать во времена Романовых. Это стало возможно лишь в Советской России, где проводились эксперименты с синтетическими компонентами и всевозможными маслами. Благодаря жене Молотова в 1937 году был открыт даже Институт косметики и гигиены, занимавшийся такими исследованиями.

-10

Жемчужина понимала, что советской парфюмерной промышленности надо учиться передовым технология, и привозила из своих заграничных командировок новые французские духи, а затем и вовсе отправилась в командировку в США для «изучения постановки дела в институтах красоты и на заводах парфюмерии». Вернувшись домой, она рассказала о новых «жидких кремах, так называемых лосьонах» и прочим заморских новшествах, и советские фабрики в 1928 году выпустили 34 миллиона коробочек с пудрой и больше 18 миллионов тюбиков крема.

-11

Сама Полина Семеновна умела и любила следить за собой и красиво одеваться. В книге Ларисы Васильевой «Кремлевские жены» приводятся воспоминания современников о том, как она вызывала на дом парикмахеров и мастеров маникюра, жалела денег на дорогие наряды и меха для себя и дочери. И конечно, Жемчужина сама пользовалась «Красной Москвой», которая стала любимыми духами Любови Орловой, Валентины Серовой, Екатерины Фурцевой.

-12

Ходят легенды, что именно Жемчужиной принадлежит идея разливать духи в стилизованные под кремлевские башни флакончики, однако автором дизайн первого флакона стал Андерей Евсеев, штатный художник «Новой зари»: рельефный узор, фигурная этикетка, притертая пробка-луковка и коробочка с рисунком в духе авангардизма…

Флакон за время существования духов менялся много раз, и знатоки легко определяют по форме, «литражу», кисточкам и бантикам точные годы выпуска.

-13
-14

Деятельность Жемчужиной дала отличные результаты. В 1936 году влиятельный американский журнал «Literary Digest», специализирующийся на аналитике новостей, писал: "Результаты деятельности Полины Жемчужиной женщины демонстрируют, гуляя в парках, нежась на черноморском побережье в рабочих санаториях или наслаждаясь театральными постановками. Они аплодируют ручками, смягченными лосьонами, сияют нарумяненными щечками и поправляют свои перманентно закрученные локоны. Жемчужине пришлось начать с нуля, потому что в царской России не было отечественной парфюмерной промышленности.

Главпарфюм имеет 158 магазинов в Москве, Ленинграде, Харькове,

Киеве и других крупных советских городах. Это роскошные магазины. Молодые коммунистки пробуют духи в залах с интерьерами из хорошего дерева, мрамора, стекла, хорошей подсветки, их обслуживают услужливые продавщицы. Товарищ Полина научилась этому прошлой весной во время поездки в Америку».

-15

«Красная Москва» сразу после выпуска была нарасхват, но пик ее популярности пришелся на военные и послевоенные годы. Однако во время Великой Отечественной выпуск духов был приостановлен, и многие девушки просто клали надушенный платок в сумочку или карман гимнастерки, напоминая себе о мирных временах и счастливой жизни. И вот незадолго до Дня Победы заработала парфюмерная линия, но фабрика объявила, что флаконов нет, однако желающие приобрести «Красную Москву» могут принести свои флаконы, в которые будет осуществлен «розлив». И у магазинов выстроились очереди…

Не так уж и важно, кто создал духи и дореволюционный ли это аромат или советсткий.

Пока нет неопровержимых доказательств, что «Красная Москва» - «Букет императрицы», а эксперты и историки парфюмерии считают, что на «Новой Заре» был создан оригинальный аромат, а не клон «Empress Favorite Bouquet».

Но неоспорим факт, что как бренд “Красная Москва” возникла после революции 1917 года

Наталия Будур

-16

#красная москва #духи красная москва #любимый букет императрицы #броккар #новая заря