Наверное, такое могло произойти только в России: в 2017-м "совершенно случайно" в Российском государственном военном архиве обнаружились секретные протоколы Геббельса, в которых были задокументированы инструменты нацистской пропаганды.
Выделим одни из наиболее ярких её сторон, чтобы понять специфику работы идеологической машины, способной вводить в заблуждение миллионы людей.
Путь к популярности
В "Майн Кампф" Гитлер писал: "Именно в том и состоит искусство пропаганды, что она, постигая чувственный мир представлений большой массы населения, в психологически правильной форме находит путь к вниманию, а затем и к сердцу широких масс".
Это означало:
- привлечь внимание через простые лозунги и символы;
- вызвать нужные эмоции;
- спровоцировать нужное поведение.
Большую роль в росте популярности НСДАП сыграла грамотная социальная политика: массовые мероприятия, общественная работа с детьми и женщинами, а так же разноплановые материальные льготы.
Йозеф Геббельс получил полный контроль над СМИ, благодаря чему мог буквально лепить картину мира своих соотечественников. Нацистская Германия - первое государство, которое подарило телевидение широким массам, заодно превратив его в идеологический рупор. Общественное мнение больше не существовало, оно формировалось.
Открытие Восточного фронта
Война - большая нагрузка на народ. Развязывая войну с СССР, Гитлеру было важно заручиться поддержкой масс, и Геббельс ему в этом помог. Ольга Штыркина, защищавшая докторскую диссертацию по рассекреченным протоколам Геббельса, указывает на следующие приёмы пропаганды:
- расписывалось абсолютное превосходство вермахта и исключительно высокие качества немецкого солдата, перед которыми не способны устоять ни одна армия мира;
- советских бойцов было запрещено называть солдатами: в сознании немцев они должны были предстать в образе зверей или чудовищ.
Победоносное начало блицкрига давало Геббельсу в руки массу козырей и не требовало особых усилий для поддержания в немцах военного воодушевления. Однако провал "молниеносной войны" позволил "отцу лжи" во всей красе продемонстрировать свой злой гений, благодаря которому он до последних дней войны поддерживал в соотечественниках веру в фюрера и победу.
Ложь, повторенная сто раз, становится правдой...
Когда блицкрига не получилось, Геббельсу пришлось выворачиваться. Обращаясь к немцам, он говорил: "Нам удалось захватить на востоке столько территории, что мы можем воевать сколько нам удобно..."
Особенностями нацистской пропаганды 1942-1943 годов были следующие принципы:
1. Поражения замалчивались, успехи раздувались.
2. Потери засекречивались.
3. Подчёркивалась одна и та же мысль: победа - это вопрос времени.
Но даже после перелома в военных действиях, когда вермахт начал сдавать позиции, пропаганда делала своё дело:
- переход от наступления к защите позиционировался как "успех в оборонительных боях";
- отступления подавались как "перегруппировка войск".
Геббельс приказывает в СМИ не использовать слово "русский". Было важно показать немцам, что война идёт не против русских, а против большевиков, что это - священная война за высшие ценности, а не кровопролитие за землю и ресурсы.
Трагедией немецкого народа стало то, что жители Германии, оболваненные своими вождями, до последнего дня верили в непобедимость вермахта и свою высшую миссию.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК
#политика #пропаганда #война #идеология #власть #мировоззрение #управление #история #общество #манипуляции