Несколько дней я бесцельно бродила по городу, пытаясь справиться с внутренним кризисом. И наконец меня привело в нужное место. Когда не выбираешь дороги, ведет провидение.
Город присматривает за нами, как духовный пастырь. И в критические моменты направляет в такие места, которые хранят огромный потенциал сил и способны дать нужные темы для размышлений о жизни.
И меня привело в старый Подвал Бродячей Собаки, любимую обитель многих творцов Серебряного века. Когда-то я подробно рассказывала о нем ЗДЕСЬ.
Почему именно сюда?
Наверное мое состояние идеально сочеталось с этим приютом неприкаянных мятущихся душ.
Ведь даже название этого заведения неслучайно!
Его придумали в конце 1911 года Алексей Толстой и Сергей Судейкин. Вот также бродили бесцельно по декабрьскому городу, ища вдохновения.
На набережной канала Грибоедова привязался к ним нищий с грязной дворняжкой. Уж так умолял господ купить животинку! Они и пожалели дрожащую от холода собаку.
Пришли с ней в маленькое кафе на Михайловской площади, накормили, отогрели, назвали смешную дворнягу Мушкой. Режиссер Борис Пронин, который собственно и открыл кафе, усмотрел в этом некий знак.
Уж очень многие его богемные завсегдатаи были больше похожи на бесприютных бродячих псов. Время , знаете ли , было такое, что поэтам несладко приходилось.
Назревали судьбоносные перемены, что невозможно было это не чувствовать.
Так кафе и назвали «Подвал Бродячей Собаки». Художник Мстислав Добужинский даже нарисовал эмблему заведению, навсегда запечатлев невзначай осчастливленную Мушку. Ведь она так и осталась жить в гостеприимном подвале.
Кстати эта эмблема и сейчас висит на входе. И жива та самая сцена, чьи ступени помнят многие образы начала прошлого века .
И все в этом кафе творилось экспромтом.
«Придет Федька Шаляпин, так споет,- пожимал плечами Борис Пронин. А нет, так собачка Мушка спляшет кадриль!»
Да и какие уж планы при такой публике!
Вы только посмотрите на их портреты в холле!
Никто не избежал ночных посиделок в подвальчике. Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Есенин, и этот список можно продолжать пока хватит знаменитых петербургских имен Серебряного века.
Но как ни странно, пришла я сюда сегодня к москвичу…
Если конечно можно считать его таковым. Ведь родился он в Киеве, а 25 лет своей непростой творческой жизни слонялся по разным городам и весям за пределами Родины, которую любил всей душой и мечтал вернуться.
Великий маэстро Александр Вертинский!
Сегодня в арт-кафе дают «Желтое танго»!
Давно была наслышана об этой постановке, а увидеть пришла в непростое время перемен. Оно и понятно.
Вы спросите, причем же тут " Бродячая собака"?
Удивитесь, но москвич Александр Вертинский выступал на этой сцене после возвращения с фронта в 1914.
Он даже вспоминал, что был здесь однажды освистан «фармацевтами», как принято было называть обычных посетителей, приходивших поглазеть на неформальную богемную публику.
Освистали так, что дворник вынужден был вывести его через черный вход из кафе во избежание скандала.
За что освистали теперь точно неизвестно, но я предполагаю, что чопорный Петербург так воспринял его «Коkаинетку». Ведь даже в Москве кто-то из ресторанной публики возмущенно кричал: « Молодежь, не слушайте его! Он призывает вас к смерти, к самоубийsтву!»
Что и говорить про искушенную столичную публику…
Впрочем освистали его здесь только один раз.
А что касается смерти, иногда мне кажется, что она всегда незримо присутствовала с ним рядом, заставляя помнить о хрупкости и скоротечности жизни.
Возможно даже он нарисовал для себя этот образ романтичным и холодным, с пальцами, пахнущими ладаном.
И шансов умереть было у Вертинского немало.
Чего стоит только его увлечение в молодости тем же кokаином!
Опомниться смог лишь прокатившись в трамвае с ожившим бронзовым памятником Пушкину.
Пушкин заплатил за их проезд старинным медным пятаком, а Вертинский понял, что дальше по маршруту только сумасшествие и смерть. И сумел остановиться.
Назвавшись братом Пьеро, он поступил работать в санитарный поезд, курсировавший между Москвой и линией фронта.
Через его перевязки прошли 35 тысяч раненых. Один раз он даже спас полковника с таким тяжелым ранением, что никто не верил в его спасение. Пуля на несколько сантиметров не дошла до сердца, и в условиях санитарного поезда вытащить ее было невозможно. Но времени не было, поэтому Вертинский рискнул извлечь ее.
И у него получилось!
Наверное с такими изящными легкими руками, маэстро мог бы быть и гениальным хирургом. Пересматривая те редкие кадры, где можно увидеть его парящие кисти, невольно представляешь, что это крылья. Возможно даже ангельские...
Вселенная справедлива и щедра. Сам Вертинский в своих воспоминаниях писал об этом так:
«— Кто этот Брат Пьеро? — спросил Господь Бог, когда ему докладывали о делах человеческих.
— Да так… актёр какой‑то, — ответил дежурный ангел. — Бывший коkаинист.
Господь задумался.
— А настоящая как фамилия?
— Вертинский.
— Ну, раз он актёр и тридцать пять тысяч перевязок сделал, помножьте все это на миллион и верните ему в аплодисментах!»
Бенефис Александра Вертинского в Москве состоялся в судьбоносный день 25 октября 1917 года.
Поднесенные ему зрителями огромные корзины цветов актер оставил у подножия памятника Пушкину. Не только в знак преклонения и благодарности «за проезд», но и потому что в районе Страстного бульвара извозчик отказался везти его дальше, увидев убитых прохожих и и осознав что ехать опасно...
Что-то я увлеклась...Пожалуй не стоит пересказывать Вам судьбу Александра Вертинского, чтобы не лишать вас удовольствия прочитать его замечательную книгу «Дорогой длинною».
Я специально привела лишь пару эпизодов оттуда, чтобы вы почувствовали насколько ярки образы ее героев.
Язык Вертинского настолько живой и теплый, что каждая сцена находит отклик в сердце, поверьте!
Возможно вы смотрели и нашумевший фильм Дуни Смирновой «Вертинский».
Много слышала нелестных отзывов, но посмотрев, почувствовала, что режиссеру удалось передать самое главное. Светлый образ главного героя. Его Врожденную доброту, мягкость и внутреннюю интеллигентность.
Мне кажется, что исполнитель главной роли фильма Алексей Филимонов удивительно сумел прочувствовать личность своего героя! Я прямо грелась в лучах его душевного света.
И еще фильм красивый, как сказка!
Каждая картинка врезается в память, и служит лучшими декорациями для образных песен Вертинского. В общем у меня лично осталось прекрасное «послевкусие».
Наконец о спектакле, друзья! Честно говоря, я просто счастлива, что меня вовремя привело в знаменитый арт-подвал!
Господин Санкт-Петербург, спасибо Вам за аутентичность этих богемных залов, где каждой клеточкой осязаешь Серебряный век!
Спасибо за размытость временных границ и вечные традиции живого слова на маленькой харизматичной сцене!
Еще до начала спектакля я почувствовала теплую энергию зрителей.
Маленький зал с низкими кирпичными сводами и плотно расставленными столами был полон.
Люди сидели локоть к локтю, но все были настолько на одной волне, что я невольно забыла обо всем снаружи и растворилась в мягком тепле и особом театральном уюте.
За соседним столиком сидела колоритная пожилая дама.
Нет, не так. Сидела маленькая интеллигентная петербургская старушка в длинной серой кофте и что-то увлеченно писала каллиграфическим почерком на тетрадном листочке.
К столу была прислонена палочка. Вот уже темно в зале, а она все пишет, комкает листочки...и снова пишет. Не иначе как стихи…
Декораций минимум. Антураж простой. Фрак на вешалке, бокал вина, видавшие виды чемоданы на ступеньках.
Человек без дома, утративший в 1919 Родину, всю жизнь Александр Вертинский искал счастья в разных уголках Земли- от Константинополя до Китая…
И с тоской смотрел в сторону родных берегов.
Как же хорошо, что и в спектакле актер Сергей Федотов не разочаровал! Определенно образ великого шансонье удается таким же светлым людям, каким он был сам.
Кстати актер-то московский! И спектакль уже 20 лет играют не только у нас в «Бродячей собаке», но и в московском Доме Булгакова.
Тоже место очень атмосферное, всегда бываю там на Садовой, когда приезжаю в столицу. Один только черный кот Бегемот чего стоит))
Смотрела я на сцену, слушала знаменитые песни под плач скрипки , и верила.
Все было очень настоящим! И сам маэстро Вертинский, и благодарные петербургские зрители, и незримые тени былых обитателей Собаки…
Кстати фотографии их висят в холле в глубине кафе. Во времена Серебряного века вход был именно оттуда, со двора. Это сейчас в кафе заходят с угла Итальянской улицы и Михайловской площади.
А в прошлом заведение было, что называется, исключительно для своих. Чужие господа-«фармацевты» с улицы допускались в арт-подвал с одной лишь целью- за их счет гуляла утонченная богемная публика.
Ведь только вход человека со стороны стоил целых 3 рубля! Пообедать с вином можно было за 50 копеек.
Александр Вертинский с 1914 года выступал в кафе неоднократно. Его портрет висит в холле между фотографиями Маяковского и Мейерхольда.
Говорят, за столом кафе маэстро частенько рассказывал, как Станиславский не взял его в МХТ. Александр Николаевич не выговаривал букву «Р».
Но сколько же шарма это придавало это его песням ! А это изящное «СЧ» вместо «Щ»! В каждой песне я невольно жду, когда оно прозвучит так трогательно и до слез старомодно...
Как хорошо, что Вертинскому в 1943 году разрешили вернуться на Родину! Через 25 лет скитаний!
Слава Богу, что его здесь не тронули, хотя прецеденты были. Говорят, Сталин очень любил его песни.
Когда в 1948 году началась борьба с формализмом в искусстве, приведшая в том числе и к идеологическому погрому музыкантов, Жданов принес на подпись Сталину бесконечные списки новых потенциальных жертв. Фамилия Вертинского была первой..
Сталин уверенно перечеркнул ее и снисходительно сказал: «Дадим артисту Вертинскому умереть на Родине!»
Умер Александр Вертинский 21 мая 1957 года .
Как ни печально, это случилось в нашем городе.
Маэстро умер от сердечной недостаточности в гостинице «Астория» после своего выступления в Доме Ветеранов сцены им. Савиной на Петровском пр.13.
Последними зрителями великого шансонье были одинокие актеры, блокадники, жертвы нацистsких и сталинских kонцлагерей.
Очень непростая жизнь с множеством разочарований,особенно в последние годы…
Но после светлого человека остается лишь свет!
Сияние Вертинского осталось в чудесных доченьках, которым он посвятил одноименную, очень добрую и нежную свою песню.
Посмотрите в глаза нашей прекрасной Ассоли доброго старого кино Анастасии Вертинской, друзья !
Восхититесь образом Марианны Вертинской, очаровательной Вероники из «Города Мастеров»!
И скажите БРАВО их незабвенному папе, подарившему любимым доченькам не только талант, но и гораздо более важное, чего так долго не имел сам-РОДИНУ.
Спектакль закончился.
Опираясь на палочку, старушка с исписанным тетрадным листом, медленно шла к сцене. Я видела, с момента возвращения Вертинского в Москву, она тихонько плакала за своим столиком...
И теперь на сцене она читала свои незамысловатые искренние стихи, сбиваясь от волнения.
Я тоже еле сдержала слезы. Только в Петербурге, только в этом старинном кафе, гений места ТАК преображает людей!
Я видела, как сияли ее глаза, как разрумянилось помолодевшее лицо, когда ее благодарил актер Сергей Федотов.
И мне подумалось, что Вертинский тоже был бы доволен…
На этой сцене, где когда-то он был безжалостно освистан , снова звучат для благодарных зрителей его песни! И они столько лет собирают полные залы в обеих столицах!
А еще мне подумалось, что возможно неспроста душа великого Маэстро обрела свободу именно в этом городе, который он так любил...
«И тогда с потухшей елки тихо спрыгнул желтый Ангел
И сказал: «Маэстро бедный, Вы устали, Вы больны.
Говорят, что Вы в притонах по ночам поете танго.
Даже в нашем добром небе были все удивлены».
И, закрыв лицо руками, я внимал жестокой речи,
Утирая фраком слезы, слезы боли и стыда.
А высоко в синем небе догорали божьи свечи
И печальный желтый Ангел тихо таял без следа.» А. Вертинский