Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему
«Число 9. Цифра 9»
Цель:
1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.
2. Закрепить счет в пределах 9, представления о цифре 9 и составе числа 9.
3. Закрепить знания о последовательности частей суток, дней неделе, месяцев в году, времен года.
4. Развивать умственные способности детей, речь, быстроту реакции, познавательный интерес.
5. Воспитывать навыки самостоятельной и коллективной работы.
Материалы к занятию: Демонстрационный – модель циферблата часов с подвижными стрелками; таблица для закрепления знания состава числа 9; карточки с цифрами 1-9; 8 красных и 8 синих камней; музыкальная запись и запись тиканье часов. Раздаточный – модель циферблата часов с подвижными стрелками; карточки с цифрами 1-9; 8 красных и 8 синих камней.
Ход занятия
Организационный момент:
Приветствие: «Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Мозговой штурм». Я вам буду задавать вопросы, а вы постараетесь на них ответить, согласны?
1.Какое сейчас время года?
2 Какой сейчас день недели?
3 Назови первый месяц года?
4 Какой день недели наступит после воскресенья?
5 Сколько месяцев году?
6 Сколько дней в неделе?
7. Какой сейчас месяц?
8. Сколько дней в неделе мы отдыхаем?
9. В какое время суток мы идем в детский сад?
10 Назови последний месяц года?
11 Назови второй день недели?
12Назови части суток по порядку?
I. Знакомство с циферблатом часов.
- Ребята! Вы заметили, что сегодня у нас на занятии присутствует гостья? (показываем детям куклу). Это Фея чисел. Она живет в математическом королевстве.
Посмотрите, в своей сумочке она что- то приготовила нам. Интересно, что в ней? Да это же загадки! Попробуем отгадать?
1.Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день, и ночь
Стучим, стучим (Часы)
2.Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Та, что выше, - каждый час. (Стрелки часов).
- Молодцы, все загадки отгадали.
-А ещё Фея чисел приготовила на посылку.
(Открыть посылку и показать часы)
Дорогие ребята, в математическом королевствеприключилась беда. На них напал колдун Цифроед. Он разрушил королевство, перепутал все цифры и стрелки на часах. Теперь жители королевства не знают, в какое время им завтракать, обедать и ужинать.
Только вы можете снять злые чары колдуна Цифроеда, выполнив все задания, которые подготовила Фея чисел. Ребята, поможем Фее чисел расколдовать ее королевство?
-Скажите мне пожалуйста для чего нужны часы? (Часы показывают время. Нам необходимы часы, чтобы определять время суток).
-Какое сейчас время суток? Что вы делаете в каждое время суток? (слайд в помощь детям- «Режим дошкольника»). Утром-? Днем-? Вечером-? Ночью-?
Посмотрите на мои часы. Круг с цифрами на часах называется циферблат. Повторите за мной – циферблат.
- Как, называется круг с цифрами на часах? Кто мне скажет?
(Круг с цифрами на часах называется циферблат).
- Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны? (Короткая стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты., совсем тоненькая бегущая стрелка показывает секунды).
-Правильно. А кто умеет определять время по часам? Смотрите, если длинная стрелка показывает 12, а короткая цифру 1, это ызначит, что часы показывают 1 час.
Раздать детям модели часов.
-У каждого из вас есть модели часов с подвижными стрелками. Нужно поставить стрелки так, какое время я вам скажу. Начинаем.
-Поставьте, на часах стрелки так, чтобы они показывали 5 часов. Как поставили стрелки на часах?
Физкультминутка (под музыку «часики»)
Теперь, пожалуйста, откройте свои рабочие тетради.
1 Задание «Который час?». Колдун Цифроед заколдовал часы, и теперь они сбились. Нам нужно с вами соединить волшебной ниточкой циферблат часов с соответствующей цифрой в кружочке.
2 Задание игра «Цепочки». Колдун Цифроед порвал бусы у Феи чисел, они рассыпались, и часть из них потерялась, давайте поможем ей найти их и собрать по порядку, вспомним счет от 1 до 9 и обратно. Тогда выстроите числовой ряд от 1 до 9 у себя за столом. Один ребенок выполняет у доски, он же считает (счет порядковый и обратный) на наборном полотне.
Пальчиковая гимнастика (разминка)
· К нам весна лишь заглянула
В снег ладошки окунула
И расцвел там нежный маленький подснежник (показывают движения)
· Одиг йыры, одиг ныры,
одиг мынам сюлэмы, одиг вордскем шаермы.
Одиг милям шундымы,
Одиг милям толэзьмы,
Одиг анай-атаймы, одиг вордскем шаермы! (дети выполняют движения по тексту)
· Как живешь? Вот так
Как плывёшь? Вот так
Как бежишь? Вот так
Вдаль глядишь? Вот так
Машешь вслед? Вот так
Ночью спишь? Вот так
А шалишь? Вот так (дети выполняют движения по тексту)
3 Задание: Закрепление счетных умений в пределах 9.
-Фея решила вам показать свои сокровища. Посмотрите на демонстрационную доску, затем на свои индивидуальные листочки.
Рассмотрите внимательно первую картинку: на ней сокровища (круги) двух цветов. Красные– это рубины, а синие – алмазы.
-Какое общее количество кругов? (9).
-На какие части можно их разделить? (1 синий и 8 красных).
- Что означает цифра 1? (синий круг). Значит в пустую клетку вписываем цифру 8- это количество красных кругов. То есть, все известные цифры- это синие круги, одна часть, а другая часть обозначена красными кругами.
- Какого цвета должны быть круги на остальных картинках?
Итог:
- Кому мы сегодня помогали?
- Что делали, чтобы помочь?
- Вспомните о каком числе мы с вами говорили?
- Чему вы научились на занятии?
- Что вам понравилось на занятии? Что вызвало затруднения?
Ребята, оцените свою работу на занятии с помощью разноцветных кружков (красный- хорошо работал, жёлтый- не весь материал усвоил, синий- был невнимателен).+всем❤ В Мои закладки
Спасибо, ребята, занятие закончилось.