Говоря о студиях вокала, многим приходит на ум именно классическое преподавание как начало и основа всего творческого прогресса. Так ли это на самом деле?
Давайте разберёмся:
Классическое образование носит исключительно обучающий характер, давая ученикам базовые знания в дальнейшем освоении музыкальной деятельности.
Эти навыки на самом деле упрощают изучение музыкального материала, дают понимание стилей и теорий обучения, помогают быстрее применить новые знания на практике.
Всем знакомая история: учитель передаёт свой опыт ученикам – они послушно повторяют за ним определённые действия. Зачастую это автоматический и бессознательный процесс, который не всегда приводит к позитивным результатам.
Занятия вокалом. Коучинг как форма мотивации
Вокальный коучинг возник как реакция на острую потребность в трансформации всех известных форм музыкального обучения. Новый запрос на занятия вокалом в Москве требовал усиления творческой составляющей, в то время как образовательным процессам не хватало гибкости, свободы и конечно – индивидуальности.
Слово «коучинг» переводится как «обучение» или «тренировка» (от англ. «coaching»). Это вдумчивые и осознанные решения, которые помогают человеку легче достичь чётко поставленной цели.
Как это работает в вокальной школе? Изюминка коучинга в его неформальности: вы свободно исследуете огромное творческое пространство, опираясь на свою базовую и главную эмоцию – искренний интерес к пению.
- Коучинг – это партнёрство. Здесь нет шаблонных ответов и тем более – заранее подготовленных инструкций. Это исследовательский метод, основанный на совместной отдаче, размышлениях и экспериментах.
- Коуч не решает проблемы ученика. Он задаёт направление для их самостоятельного решения, формируя блок вопросов и внося предложения по достижению максимального результата.
- Коуч помогает осознать свои цели. Такой подход находится в сфере осознанных действий, в результате которых ученик минует условности, опираясь только на личную мотивацию и природную индивидуальность.
- Коучинг исключает любое давление. Его преимущество в максимальном комфорте на всех этапах обучения, когда ученик готов слышать, действует из интереса, а не по принуждению (или потому, что так «надо»).
Наконец, коучинг – это искусство мотивации, а также обучение через изучение себя, понимание своих истинных желаний и необходимых изменений. Это упрощает движение к желаемой цели, но в то же время требует полной готовности, открытости и активного участия со стороны начинающего вокалиста.
Как это работает – объясняем на примерах
Любой коучинг представляет собой технологию задавания вопросов, когда преподаватель мягко направляет ученика, не препятствуя и не ограничивая постепенное раскрытие его творческого потенциала. Векторная роль коуча в школе вокала для начинающих – это создание мотивации к изучению вокального мастерства у детей и взрослых.
Ученик учится самостоятельно думать, находить решения и проверять свои наблюдения на практике.
Чтобы помочь освоить человеку определённый навык, системное образование использует следующие инструменты.
Пример 1. Увеличение возможностей в общем наборе навыков. Мудрые учителя обобщают преподавательский подход, помогая ученикам развивать дополнительные навыки в общем ряде задач.
Представьте: мама хочет помочь дочери освоить рецепты завтрака с помощью нескольких наглядных уроков на кухне. Помимо общей технологии (как разогреть сковороду, разбить яйца, влить молоко и др.), женщина включает в обучающий процесс оперативное мытьё посуды. Так, с умением готовить блины или омлет, девушка освоит ещё один навык, что в разы повысит её эффективность.
Пример 2. Подключаем инструменты коучинга. А что будет, если кроме наглядных примеров, добавить к обучению советы до и после практики?
Представьте: девушка учится готовить завтрак, однако в процессе готовки чувствует себя очень неуверенно. Она постоянно беспокоится, что омлет пригорит, каша будет недосолена, блины скомкаются. Мама задаёт ей вопросы до и после завтрака, даёт практические рекомендации, которые помогли ей добиться успеха в освоении этих же знаний. Она уменьшает тревогу девушки, но главное – создаёт атмосферу безопасности, что помогает без препятствий раскрыть кулинарные способности дочери.
Пример 3. Совместная практика и подготовка к самостоятельности. Этот стиль обучения включает в себя занятия, на которых преподаватель практикует вместе с учеником вплоть до полного закрепления полученных навыков.
Представьте: мама хочет научить дочь готовить завтрак самостоятельно, без своей помощи. Она даёт ей рецепт и ингредиенты, внимательно наблюдает за процессом и, в случае необходимости, корректирует действия дочери. Совместная практика повышает уверенность девушки, и со временем она начинает выполнять всё больше задач без посторонней поддержки.
Во всех примерах на первое место выходит самостоятельность, а также понимание того, что освоение навыков и умений – это поэтапный процесс, который основан на методе проб и ошибок. Вместо того чтобы стать опорой для ученика, преподаватель учит его быть опорой себе самому.
Кому не подходит коучинговый подход
Важно отметить, что коучинг – это инструмент саморазвития. В студии эстрадного вокала человек чётко определяет свою цель и постепенно переходит в область продуктивных решений, постоянно исследуя новые идеи, способы и возможности.
Вокальный коучинг – это осознанное сотрудничество ученика-вокалиста и коуча-преподавателя.
На данный момент это самый результативный подход, который всё чаще используют в студиях вокала в Москве. Однако есть ряд заблуждений, которые полностью исключает такая методика:
· Мне не нужны школы вокала для начинающих, я всё смогу сам(а). В действительности обмен опытом позволяет быстрее найти нужную информацию и освоить новые инструменты для достижения желаемой цели.
· Коуч скажет, что делать и даст 100% гарантию. Не существует гарантий, универсальных методик и вокальных экспресс-курсов «за месяц». Каждое обучение – это проект, результат которого зависит от слаженности тандема «коуч+ученик».
· Найду преподавателя, который знает «все секреты». Пожалуй, единственный секрет – это грамотное сочетание желания, трудолюбия и упорства. В вокальных студиях Москвы нет волшебников, но есть профи, которые также постоянно обучаются и развиваются.
· Я не умею петь, потому что у меня были плохие учителя. Коучинг формирует самостоятельность, а значит ученик понимает свою ответственность за результат и готов трудиться, не обвиняя в своих неудачах «плохие обстоятельства».
· Хочу круто петь, но не хочу что-то менять в себе. Нужный результат обязательно потребует усилий, развития критического мышления, а также работы над собой, своими убеждениями и привычками.
Главные преимущества вокального коучинга – это возможность сформировать творческую самостоятельность и получить свой личный опыт обучения пению. Коуч создаёт свободного вокалиста, который не будет зависеть от оценок окружающих, а также не будет подстраивать свой голос под чужие запросы и ожидания.
Учитель в классическом образовании – это «герой», который знает ответы на все вопросы. Выбирая коучинг в школе вокала для взрослых, вы сами становитесь этим героем и в этом единственная задача вокального коуча.