Найти тему

ХОНТАЙ ЁСИН-РЮ ИАЙДЗЮЦУ

Автор выполняет иай в храме Энгёдзи (Химэдзи, Япония), 1990 год.
Автор выполняет иай в храме Энгёдзи (Химэдзи, Япония), 1990 год.

Когда я начал писать серию статьей о Хонтай Ёсин-рю для сайта www.koryu.com , я не намеривался писать о иайдзюцу. В противном случае, было бы разумнее сделать серию сразу из четырёх статей. Хонтай Ёсин-рю в основном известна как школа дзюдзюцу, и хотя она включает в себя различные виды оружия, в том числе меч, она не классифицируется как школа кэндзюцу или иайдзюцу. Тем не менее, ученики школы обучаются правильному использованию меча. Я только недавно понял, что существует несколько заблуждений относительно иайдзюцу в Хонтай Ёсин-рю, и так как я имел возможность внимательно наблюдать за оформлением техники иайдзюцу в нашей школе, я решил написать эту статью как продолжение предыдущим трём другим. Также это способ внести свой вклад в память покойного сэнсэя Курусима (мэнкё кайдэн), который был моим учителем иайдзюцу и сэнсэя Сато (также мэнкё кайдэн), который исправил мои ошибки в технике кодати, прежде чем умер.

Хотя дзюдзюцу по-прежнему остаётся основой школы, меч также важен. Конечно, кодати (короткий меч) являлся одной старинных основ школы, так как основатель был экспертом по владению кодати, прежде чем он начал создавать школу. Тати дори (захват меча) является официальной частью учебной программы и состоит из безоружной защиты против противника вооруженного длинным мечом. Кроме этого, танто (обычно переводят как «нож»), можно рассматривать как очень короткий меч, так как отличается по форме от западных ножей. Другое оружие Хонтай Ёсин-рю (тёбо и ханбо) изучают в форме кумитати, то есть столкновение против длинного меча.

Обучение иайдзюцу было только недавно формализовано в Хонтай Ёсин-рю. Более того, это важно, чтобы ученики научились правильно манипулировать мечом для выполнения всех кумитати ката школы и так как это становиться всё более труднее (даже в современной Японии), для того чтобы ученики получили эти навыки параллельно со своей обычной тренировкой, лучше обеспечить надлежащую подготовку в рамках системы.

Кодати против тати в исполнении Роджера и Фредерика (оба 4-е даны, сёдэн).
Кодати против тати в исполнении Роджера и Фредерика (оба 4-е даны, сёдэн).

Около пятнадцати лет назад, учеников Хонтай Ёсин-рю поощряли за дополнительное обучение за пределами школы и в муниципальном додзё Нисиномия, было более достаточно возможностей, чтобы сделать это. Когда я жил в Японии, почти двадцать лет назад, я имел возможность наблюдать за группами изучавшие Тояма-рю, которая была представлена в Нисиномия нашим Сокэ (кроме Хонтай Ёсин-рю, Сокэ Иноуэ был очень опытным в иайдо и других гэндай будо, таких как Кодокан дзюдо, кэндо и дзюкэндо, и во всех он получил высокий ранг). Большинство групп иайдо велись сэнсэем Курусима, являвшимся мэнкё кайдэн в Хонтай Ёсин-рю и замечательным учителем. Сокэ Иноуэ и сэнсэй Курусима упорно трудились над тем, чтобы ученики осознали как правильно и с достоинство использовать свой меч. Более того, я нашел Тояма-рю (современная форма иай, созданная для императорской армии) очень полезной, так как техники выполняются из положения стоя и очень просты. Также в этой школе придаётся большое значение тамэсигири (тест на разрубание). Другими словами, я считаю, что это наиболее эффективный способ быстро обрести уверенность в технике меча, необходимую для выполнения ката Хонтай Ёсин-рю.

Нынешний Сокэ требует надлежа-щие исполнение иайдзюцу во время семинара в Бельгии.
Нынешний Сокэ требует надлежа-щие исполнение иайдзюцу во время семинара в Бельгии.

Потому как иайдзюцу входит в нашу подготовку и теперь у нас есть формальный набор ката, это не означает, что оно является частью основной учебной программы нашей школы. С другой стороны, как и в любой корю, когда вы формализовали какие-то вещи, вы должны убедиться, что ученики изучили эти аспекты также безупречно, как и другие части системы.

Есть много прекрасных книг по иайдо, и я немного смущен тем, что повторяю то, что другие уже сделали гораздо лучше. Тем не менее, для тех, кто менее знаком с иайдо, я думаю, было бы полезно узнать некоторые пояснения по этому вопросу. Те, кто знаком с данным предметом, могут пропустить следующий абзац и прейти к разделу о Хонтай Ёсин-рю.

Роль иайдзюцу и кэндзюцу в целом

Фехтование на мечах всегда было важным элементом большинства классических воинских искусств, так как в действительности эти школы возглавлялись известными самураями, для которых меч значил намного больше, чем просто вид оружия. По моему мнению, когда вы изучаете корю и касаетесь меча, вы должны двигаться из уважения к старым мастерам и действовать правильно с этим мечом. Также вы должны вести себя правильно в фехтовании на мечах. Если у вас нет таланта, как минимум, вы должны выйти на свой бой с достоинством.

Существует два основных метода боя на мечах: метод выхватывания меча, называемый иайдзюцу, и кэндзюцу.

Иайдзюцу часто описывается как искусство выхватывания меча с последующим разрубанием противника. Мы должны понимать, что в ранние годы, выхватывание меча не являлось основным аспектом работы с мечом. Действительно, во времена больших сражений, акцент делался на выживании в групповых сражениях на поле боя, а не на победе в отдельных схватках. Однако позже, методы выхватывания меча стали наиболее важными и привели к возникновению данного искусства.

Иайдзюцу записывается тремя кандзи:居(проживание, быть, существовать), (объединение) и (искусство, техника). Однако первоначальным названием (XVв.), для выхватывания меча, являлось баттодзюцу (не путайте с бадзюцу, которое является искусством верховой езды во время сражения), и только потом, в XVII, наметилась тенденция в использовании названия иайдзюцу. Ещё позже, искусство выхватывания длинного меча стало известно как иайдо. Школы, которые всё ещё используют названия баттодзюцу и иайдзюцу, как правило, более воинственны по характеру, и в некоторых из них имеется тест на разрубание, или тамэсигири, что очень важно для баттодзюцу.

Название иайдо стало популярным в начале XX века, когда в школах была включена философская составляющая, присущая всем будо, в том числе и в их название искусства. Конечно, «до» (также произносящееся в японском языке, как «мити»), является тем, что китайские даосы называют Дао, Путь. Иероглиф «До» записывается чертой «глава» и присоединённым корнем «движение». Таким образом, его можно рассматривать как «важный путь», способ которому нужно следовать. В боевом контексте, «До» используется в качестве суффикса, для обозначения философского контекста искусства.

Выхватывание меча с последующим рубящим ударом нелегко выполнять с партнёром, поэтому в иайдо наиболее распространена одиночная практика. Тем не мене, в некоторых школах изучаются некоторые виды техник кэндзюцу, в целях улучшения чувства дистанции и времени.

Кэндзюцу, в отличие от иайдзюцу, характеризуется изучением форм с противником. Ещё одно различие между ними состоит в том, что в кэндзюцу действие начинается с извлечённым мечом, и акцент делается на атаку и защиту. Однако это утверждение не является единым, так как некоторые ката кэндзюцу начинаются с мечом в ножнах, а некоторые ката иайдзюцу имеют также защиту.

В период Токугава существовало много школ кэндзюцу и некоторые из них до сих пор культивируют старые техники фехтования на мечах. Кэндо, современная форма кэндзюцу, было создано в конце XVIII века. Использование синая (бамбукового меча) и боги (защитного снаряжения), сделало возможным нанесение сильных ударов толчков. Кэндзюцу, как таковое, пошло на временный спад во времена реставрации Мэйдзи, но в 1879 году, полиция Токио, а затем армия, снова инициировали практику кэндзюцу. По окончанию Второй мировой войны, оккупационные власти попытались запретить кэндзюцу, но сразу же после окончания периода оккупации, в 1952 году, была создана Дзэн Нихон Кэндо Рэнмэй (Всеяпонская федерация кэндо). К 1957 году кэндо стало частью физического воспитания во всех средних японских школах. Однако, как и все спортивные будо, метолы должны были быть приспособлены для соревновательных целей. Хотя удары синаем никоим образом не могут сравниться с режущей техникой меча, кэндо, если практиковать правильно, может стать отличной формой обучения для кэндзюцу.

Автор показывает технику кэндзюцу, во время демонстрации, организованной Мусо Дзикидэн Эйсин-рю в Бельгии (На заднем плане сэнсэй Эсака, ханси, 10 дан, вице-президент Дзэн Нихон иайдо Рэнмэй).
Автор показывает технику кэндзюцу, во время демонстрации, организованной Мусо Дзикидэн Эйсин-рю в Бельгии (На заднем плане сэнсэй Эсака, ханси, 10 дан, вице-президент Дзэн Нихон иайдо Рэнмэй).

Роль иайдзюцу и кэндзюцу в Хонтай Ёсин-рю

С момента своего происхождения Хонтай Ёсин-рю, в ней было несколько известных мастеров владения мечом среди учителей.

Основатель школы, Такаги Ориэмон Сигэнобу, которого также звали Умон, был вторым сыном Инатоби Сандзаэмон, который был кэндзюцу синан-яку или мастером-наставником области Сираиси. Однажды Такаги ушел в соседние области, Усю и Хитати, и поступил в военную школу Муто Дануэмона, стратега высокого уровня у полководца Ёсихидэ. Как ученик Муто Дануэмона, Умон изучил Муто-рю кодати и Кёти-рю содзюцу, доведя технику и секреты этих школ до высокого уровня. Позже, Такаги получил наставления от жителя Осю, Ито Кии-но ками (основатель Ито-рю), который являлся учеником знаменитого монаха Унрю. Такаги усердно учился, и мастерски овладел техникой яри, нагината, сюрикэн и тайдзюцу. Такаги улучшил своё мастерство благодаря путешествию по стране. После того, как он состоялся как мастер будзюцу, он предоставил свои услуги области Сираиси, в качестве мастера-наставника по фехтованию мечом.

Другим известным мастером меча школы Хонтай ёсин-рю был третий Сокэ Такаги Гэнносин Хидэсигэ, который служил Химэдзи-хан в качестве специалиста в бугэй. В замке Химэдзи имеются записи в книги о заработной плате за его услуги. Такаги Гэнносину было выделено пятьсот коку, что является необычно высокой зарплатой, и указывает на то, что он высоко ценился Химэндзи-хан.

Визит в замок Химэдзи с членами нашего додзё. Символическая ценность замка важна благодаря 3-му Сокэ.
Визит в замок Химэдзи с членами нашего додзё. Символическая ценность замка важна благодаря 3-му Сокэ.

Важность меча в Хонтай Ёсин-рю также может быть проиллюстрирована церемонией смены Сокэ, 17 и 18-го поколения, когда Иноуэ (отец) получил старинный меч от Сокэ Минаки. Этот меч, который всегда передавался, начиная с Сокэ 13-го поколения, Яги Икугоро, расценивается как сокровище школы, и передавался в школе в течение длительного времени.

Официально, обучение иайдзюцу не всегда было частью повседневного обучения всех Сокэ, но, как уже упоминалось, Иноуэ Цуёми Мунэтоси, Сокэ 18-го поколения, начал снова официально обучать иайдзюцу своих учеников. Вместе с сэнсэем Курусима, он реконструировал кихон и ката Хонтай Ёсин-рю иайдзюцу, используя оригинальные записи и собственный опыт. Кроме этого, они оба признавали пользу упражнений из кэндзюцу с боккэном (деревянный меч), необходимые для закрепления правильного использования меча. По их мнению, кэндзюцу и иайдзюцу являются неотъемлемой частью, и обучение с мечом выходит за рамки обязательной подготовки учеников, чтобы подготовить их использовать его против других видов оружия.

Бу о манна бан то суру моно мадзу кокоро о тадасэ Кокоро тадаси карадзарэба бу но мити мата тадаси карадзу Кэн ва хито о киру ни арадзу ми о осамэ о канаи о тадасу корэ сэйкэн нари Дзякэн ва хито о усинай Сэйкэн ва хито о суку Корэ такара нари Коно мити о манабу моно Цунэ ни тэнон о кандзи ками о уямаи Сосэн о таттоби Хандзи о сиру но нэн сундзи тару то мо васурэру кото накарэ
Бу о манна бан то суру моно мадзу кокоро о тадасэ Кокоро тадаси карадзарэба бу но мити мата тадаси карадзу Кэн ва хито о киру ни арадзу ми о осамэ о канаи о тадасу корэ сэйкэн нари Дзякэн ва хито о усинай Сэйкэн ва хито о суку Корэ такара нари Коно мити о манабу моно Цунэ ни тэнон о кандзи ками о уямаи Сосэн о таттоби Хандзи о сиру но нэн сундзи тару то мо васурэру кото накарэ

Занятия с Сокэ 18-го поколения всегда заканчивались выученным наизусть «наставлением древних учителей», и в память о нём, я решил включить сюда перевод:

«Наставление древних учителей» (сэнсэй-но осиэ), было написано Тиба Сюсаку Нарисима, основателем Хокусин Итто-рю. Он был одним из последних великих мастеров владения мечом эпохи самураев, и главой одной из трёх самых известных школ фехтования в Эдо (нынешний Токио), а также одним из разработчиков современного кэндо.

Те, кто желает изучить Путь воина, должны сначала исправить сердце. Если сердце исправлено, Путь воина также будет исправлен.

Меч не для разрубания людей. Он для дисциплинирования самого себя и тренировки своего поведения. Это правильный меч.

Злой меч забирает жизнь. Справедливый меч защищает жизнь. Это сокровище.

Те, кто желает изучать этот путь, будьте благодарны за благословение небес, уважайте богов, почитай своих предков. Никогда не забывайте о чувстве чести. Всегда помните об этих принципах.

Прежде чем описать Хонтай Ёсин-рю иайдзюцу более подробно, я хотел бы кратко упомянуть различные названия, которые используются для обозначения меча. Кроме того, есть отличные статьи, книги и сайты, где это обсуждается более подробно.

Японский меч

Японский меч часто переводят, как катана, но на самом деле существует много типов мечей. Лучшим переводом японского меча будет нихон-то.

В зависимости от длины клинка (единицей измерения является сяку, которая определяется как 10/33 метра, приблизительно 30,3 см или 1 фут), используется несколько названий:

- Танто является ножом, с лезвием короче, чем один сяку.

- Сёто - мечи с длиной лезвия более 1 сяку, но меньше чем 2. Примерами сёто являются вакидзаси и кодати.

И последний:

- Дайто – это длинный меч, который имеет длину лезвия более чем 2 сяку ( в действительности, ещё есть также о-дати, с крайне длинным лезвием, более чем 3 сяку и носимый за спиной).

В Хонтай Ёсин-рю иайдзюцу, меч обычно называют катана, название, которое в целом используется почти исключительно для дайто, типичных длинных мечей, которые носились самураями с 1500 по 1867 годы. В их случае катана составляла пару с более коротким мечом. Оба меча носились лезвием вверх, и вместе назывались дайсё, что буквально означает «большой-малый», и были привилегией исключительно самураев.

Во время практики иайдзюцу, часто ссылаются на различные части меча. В этом случае также, для получения дополнительной информации, есть прекрасные книги и сайты. Следует запомнить основные части: ха (режущая кромка), киссаки (кончик меча), моно ути (1/3 лезвия от кончика меча, являющаяся режущей частью), мунэ (спинка меча, противоположная сторона лезвия), цуба (гарада) и цука (рукоять).

Также имеется ряд важных фурнитур на мече: хабаки (приспособление между цубой и лезвием, клин для коигути), мэкуги (фиксатор), мэнуки (декаративный элемент рукояти), самэ (акулья кожа, используется для оборачивания рукояти).

Катана влаживалась в ножны, называемые сая. Терминами, относящиеся к сая, являются коигути (буквально «рот карпа», т.е отверстие в ножнах), куригата (отверстие для крепления сагэо) и сагэо (шнур, привязывавшийся к сая).

Меч, применяемый в кумитати Хонтай Ёсин-рю, часто называют тати, напоминание о давно минувших днях, когда дайто носили лезвием вниз и подвешивали на шнурках на поясе (такой способ ношения использовался до 16 века).

Деревянный меч, боккэн (другое название – бокуто), также часто используется при обучении в Хонтай Ёсин-рю, особенно в упражнениях против длинного шеста, который называется тёбо или рокусякубо (6 сяку примерно 1 м. 82 см.). Это делается не только по соображениям безопасности, но и потому, что при соударениях возможны повреждения меча.

Во время практики иайдзюцу используется учебный меч, который называется иайто, и не является заточенным. Только опытные практики используют настоящий меч, называемый синкэн. Это также относится к другим разделам Хонтай Ёсин-рю, например, на среднем уровне Эмбу (демонстрация боевого искусства), как ежегодный Нихон Кобудо Эмбу Тайкай (Нихон Будокан), используется синкэн (например, для танто дори, тати дори, кодати и ханбо ката), за исключением тёбо кумидати ката, где используется боккэн.

Обучение в иайдзюцу.

Кихон в нашем додзё: рубящий удар по голове должно быть похож на «мэн» из кэндо, хотя синай не является мечом.
Кихон в нашем додзё: рубящий удар по голове должно быть похож на «мэн» из кэндо, хотя синай не является мечом.

Как и во многих школах иайдзюцу и иайдо, обучение в Хонтай Ёсин-рю, как правило, начинается с кихон (основы) для того, чтобы подготовиться к изучению ката. Иай ката, как правило, состоят из четырёх техник: нукицукэ, или извлечение меча; кирицукэ, или разрубание противника; тибури, или стряхивание крови с лезвия и, наконец, ното, влаживание меча в ножны.

В процессе изучения кихон, эти техники изучаются отдельно, уделяя большое внимание утончённой части, которой является осуществление рубящего удара мечом (кири означает рубить). После того, как меч обнажен, ученики принимают сэйган-но камаэ и выполняют ряд рубящих техник.

Как правило, кири записывается кандзи切. В Хонтай Ёсин-рю кири записывается альтернативным кандзи- 斬, ставя акцент на убийство, вместо разрезания 切. Это согласуется с истинным духом боевого искусства, когда практикующий рубит мечом с намерением узнать как убивать. Независимо от того, будет ли он использовать этот навык, это что-то другое и чисто философское: «Истинный меч не тот, который убивает, а тот, который даёт жизнь».

Название Сэйган-но камаэ часто используется в Хонтай Ёсин-рю в положении с различным оружием и иайдзюцу, оно также известно как тюдан-но камаэ, камаэ среднего уровня, по сравнению с гэдан (нижний уровень) и дзёдан (верхний уровень). Сэйган состоит из двух иероглифов: первый означает – правильный, второй – глазное яблоко. В сэйган-но камаэ исполнитель стремиться направить киссаки (кончик меча) в глаза противника, создавая тем самым давление на кого-либо, кто мог бы почувствовать необходимость в безрассудной атаке. Впрочем, в некоторых тактических действиях, возможно провоцирование противника, ослабив давление и пригласив его атаковать, в то время как сам внутренне готов и решителен…

Так как в рамки статьи не входит объяснение многих технических аспектов, поэтому потенциальные ошибки в извлечении, разрубании, а также в хвате и манипулировании мечом (тэ-но ути) должны быть рассмотрены с квалифицированным учителем. Тем не менее, при выполнении ката, следует обратить достаточное внимание на различные аспекты, некоторые из которых я хотел бы упомянуть. Во-первых, это дыхание (кокю) перед началом ката: дыхание, как правило, должно быть в несколько раз спокойнее, чем перед выполнением ката. Дыхание осуществляется животом и противник не должен быть в состоянии использовать в своих интересах ваш дыхательный цикл. После полного дыхательного цикла, новая фаза вдоха, это начало и конец этой фазы, начинается техника (обычно нукицукэ). При регулярном изучении Хонтай Ёсин-рю, этот вид дыхание выполняется единожды (ик-кокю), но иногда три раза (сан кокю). Другой важный момент – способ смотреть (мэцукэ). Ката всегда начинается с эндзан-но мэцукэ, способ смотреть на объект целиком, а не на определённую точку, как будто вглядываетесь на далёкие горы. Во время выполнения, напряжение внимания сводится к нулю и, в итоге, сохраняется в дзансин (состояние сознания) в конце ката. В заключении, я хотел бы высказаться по поводу ритма выполнения ката. Иай ката Хонтай Ёсин-рю всегда выполняются спокойно, без поспешности, непременно подчёркивая начало и конец ката, создавая атмосферу спокойствия. Это не означает, то все части ката выполняются медленно, наоборот, они выполняются на скорости, потому что им предшествовали и последуют периоды спокойствия (даже тогда, концентрация поддерживается).

Сами ката делятся на два типа техник: и-вадза, или техники выполняемые сидя (в большинстве школ они называются сувари-вадза) и тати-вадза, или техники выполняемые стоя.

Техники выполняемые стоя (тиати-вадза): омотэ-но вадза (5 техник), ура-но вадза (6 техник) и оку-но вадза (7 техник). Техники выполняемые сидя (и-вадза): омотэ-но вадза (4 техники), ура-но вадза (4 техники) и ин-но вадза (4 техники), ё-но вадза (4 техники). А также есть две специальные техники (гокуи кэн): ё-рю но тати (и-вадза) и сэцу-рю но тати (тити вадза).

Другой раздел обучения иай в Хонтай Ёсин-рю состоит из кумидати, в котором применяется меч против меча, но в стиле иайдзюцу.

Одна и та же техника кумитати с разных углов, в исполнении 18-го Сокэ (фото слева) и Фредериком и Роджером (оба 4 дан, сёдэн) из нашего додзё.
Одна и та же техника кумитати с разных углов, в исполнении 18-го Сокэ (фото слева) и Фредериком и Роджером (оба 4 дан, сёдэн) из нашего додзё.

Оба противника стоят в нескольких метрах друг от друга. Утидати обнажает меч, делает три шага и пытается разрубить противника, сидати делает тайсабаки и контратакует. Обычно в Хонтай Ёсин-рю, тори называют соперника, который в ката фактически выполняет технику, в отличие от укэ. Однако, в иайдзюцу предпочитают называть обоих соперников сидати и утидати соответственно, обозначая предоставление и получение меча.

В заключение, несколько слов о тамэсигири, упражнение в котором ученики испытывают свои навыки в разрубании соответствующих материалов.

Тамэсигири раньше называли тест меча, ритуал на разрубание, в котором проверялось качество клинка и, следовательно, мастерство фехтовальщика. Материалами, использовавшимся для проверки качества меча, были осужденные преступники и трупы.

Сегодня тамэсигири выполняется на отвечающем требованиям материале (например, бамбук или татами), чтобы проверить навыки фехтовальщика в разрубании. Однако некоторые приверженцы канонов в искусстве ищут другие способы, чтобы дать название этой деятельности.

Тамэсигири можно описать в двух вариантах и каждый из них может быть использован как альтернативный способ: сито, который является тестированием меча и сидзан, тест на разрубание. Вы можете увидеть, что это различие создано недавно, людьми занимающимися иайдо. Другим названием для тестирование техник разрубания, является суэмоно гири (разрубание зафиксированных/неподвижных объектов), так как это выполняет Масумото Такакадзу, нынешний Сокэ Энсин-рю (Масумото Такакадзу каждый год организует Энбу, в своём родном городе Осака, на который всегда приглашает нашего Сокэ. Энбу открывается красивым суэмоно гири).

Хотя некоторые люди настаивают на использовании альтернативных слов для тамэсигири, в Хонтай Ёсин-рю и до тех пор, пока вы знаете, что делаете (т.е. признаёте исторический контекст), это во многом не имеет значения.

Тестирование мастерства в разрубании является важным в Хонтай Ёсин-рю и ученикам рекомендуется выполнять его регулярно (например, один раз в месяц или раз в два месяца). В нашем додзё в Бельгии мы создали систему, согласно которой один синкэн предоставляется ученикам, а стоимость татами оплачивается самостоятельно. Один сэнпай заботиться о подготовки татами, младшим ученикам предоставлена честь убрать додзё после тренировки.

Guy Buyens

Филиал Хонтай Ёсин-рю в Бельгии

НАЧАЛО:

ТРАДИЦИОННОЕ ДЗЮДЗЮЦУ. ШКОЛА ХОНТАЙ ЁСИН-РЮ
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ10 апреля 2022
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЫ ДЗЮДЗЮЦУ ХОНТАЙ ЁСИН-РЮ
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ10 апреля 2022
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В ХОНТАЙ ЁСИН-РЮ ДЗЮДЗЮЦУ
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ10 апреля 2022

ПЕРЕВОДЫ ВИДЕО, КНИГ ПО БУДО И БУДЗЮЦУ

ИНТЕРЕСНОЕ:

ПЕРЕДАЧА И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ТРАДИЦИИ КЛАССИЧЕСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ8 апреля 2022