Найти тему

Как играть с фигурками животных?

Оглавление

Животные из ткани, меха, пластика или дерева — любимые игрушки моего пятилетнего сына (лишь машинки составляют им конкуренцию). Старший ребёнок был к игрушечным животным равнодушен, поэтому до недавнего времени я считала мягкие игрушки бессмысленными пылесборниками, а фигурки — безделушками. Младший заставил меня пересмотреть свои взгляды. Нашему дому пришлось пережить массовую экспансию моделей животных. В основном это мягкие изделия, но и твёрдые фигурки тоже накапливаются. Теперь я считаю такие игрушки очень полезными и важными для детей. У нас они не стоят без дела, а регулярно пригождаются для разнообразных игр и развивающих занятий.

Сын больше тяготеет к мягким игрушкам — они тёплые, уютные, с ними так приятно обниматься. Но у пластиковых фигурок есть свои преимущества. Первое и главное: они не боятся воды! А это значит, что их можно брать с собой в ванну или купать в раковине. А ещё их можно пачкать — например, в пластилине, песке или красках. С них всё прекрасно смывается! Эти игрушки компактны, поэтому их можно помещать в домики и в игрушечный транспорт. Фигурки, как правило, гораздо более реалистично отражают внешний вид животных, что наделяет их познавательным смыслом.

Какие игры с фигурками животных можно предложить ребёнку? Поделюсь нашим опытом.

1. Соотнесение фигурки и изображения (для самых маленьких)

Это игра для крох в возрасте примерно от года до двух с половиной. Умение соотносить изображение с предметом — важный этап развития. Все нормотипичные дети научаются этому естественным образом. Однако если специально предлагать ребёнку такие занятия, то процесс несколько ускоряется. Дефектологи и детские психологи утверждают, что данное умение необходимо для развития речевых навыков.

Необязательно, чтобы изображение в точности соответствовало предмету, являлось его фотографией. Главное, чтобы игрушка и предмет на картинке носили общее наименование (лошадка — лошадка, машинка — машинка и т.д.).

Карточная игра "Спроси меня, кто где живёт"
Карточная игра "Спроси меня, кто где живёт"

При наличии разнообразных фигурок (будь то модели животных или, скажем, игрушечные продукты, миниатюрная мебель и т.п.) устраивать такие игры несложно. Понадобятся и карточки, но их можно распечатать самостоятельно, позаимствовав нужные изображения у интернета.

Можно купить и готовые карточки с картинками — такая продукция есть на рынке. Однако я бы рекомендовала потратить чуть больше времени и подобрать не просто карточки, а карточные игры с подходящими изображениями. Это выгодно. Пока ребёнок совсем маленький, игра используется только как набор тематических карточек. Позже с ними можно будет играть по правилам. Карточки не станут вдруг ненужными и бесполезными.

Игра с фигурками и картинками проста (но от малыша она требует концентрации, сосредоточенности, мыслительного труда). Взрослый раскладывает перед ребёнком карточки с изображениями животных, рядом располагает фигурки. Малышу нужно расставить фигурки на соответствующие карточки.

Карточки из игры Djeco "Batanimo"
Карточки из игры Djeco "Batanimo"

2. Тактильный мешочек

Эта игра полезна для сенсорного развития и тренировки памяти. Подходит для детей примерно от двух и до пяти-шести лет. Понадобится непрозрачный мешочек, в который нужно поместить 8-15 фигурок животных.

Самый простой вариант игры с одним игроком. Ребёнок запускает руку в мешочек, берет первую попавшуюся фигурку и, ощупав её, пытается угадать, что это за животное. Затем вынимает фигурку из мешка. Угадал — забирает себе; ошибся — откладывает в сторону. Если к концу игры (когда мешочек опустеет) угаданными окажутся больше половины фигурок — значит, игрок выиграл.

Играть можно и вдвоём или втроём — в этом случае игроки запускают руку в мешочек по очереди. В случае ошибки фигурка возвращается в мешочек. У кого в конце больше угаданных фигурок — тот победитель.

Вариант чуть сложнее. Для этой игры понадобятся карточки с изображениями животных (в соответствии с имеющимися фигурками). А можно просто написать их названия. Карточки перетасовываются и кладутся стопкой рубашкой вверх. Игрок берёт верхнюю карточку и называет выпавшее ему животное. После этого ему нужно сунуть руку в мешочек и отыскать именно эту фигурку.

-4

3. Ведение диалогов от лица животных

Одну фигурку берёт в руки взрослый, другую — ребёнок. Каждый говорит от лица своего животного. Взрослый начинает беседу, задаёт ей тон. Однако следует подталкивать ребёнка к тому, чтобы он не только отвечал и рассказывал, но и спрашивал.

Одна из возможных тем беседы — особенности животных, участвующих в игре-диалоге. Примеры вопросов: «Где ты живёшь? Чем питаешься? У тебя есть домик? Какой он? Ты боишься холода? Ты умеешь быстро бегать? А плавать? А прыгать? А летать? У тебя есть враги? Как ты защищаешься? Чем ты отличаешься от других животных?». Ответы могут быть как фактическими, так и выдуманными (фантазия взрослого и ребёнка).

Пример повествовательно-сюжетного диалога с придуманными фактами. Хомяк спрашивает жирафа, как ему удалось попасть на территорию Европы. Тот, в чьих руках находится фигурка жирафа, придумывает на ходу: «Я бежал от пары львов, пытавшихся запрыгнуть мне на спину. Бежал, не разбирая дороги, и даже не заметил, как запрыгнул на корабль. Он отчалил от берега быстрее, чем я успел отдышаться. Мне некуда было деваться. Я спрятался в трюме. Он был наполнен ящиками с бананами — ими я и питался всю неделю, пока корабль не причалил в Европе».

Игрушечное животное в руке стимулирует повествовательную деятельность.

4. Зоомойка

Моему сыну эта игра очень нравилась раньше. Да и сейчас он не прочь повозиться. Он вообще любит занятия с водой — постоянно что-то химичит в ванной.

Иногда мы моем машинки (это у нас автомойка), а иногда — фигурки животных (зоомойка).

Сначала я пачкаю фигурки. Чем-то таким, от чего несложно будет их отмыть. Например, пальчиковыми красками — они густые, не стекают, быстро высыхают и очень легко смываются. Можно использовать пищевые продукты пастообразной консистенции — например, кетчуп, Нутеллу, конфитюр, сметану, горчицу, майонез. Главное — как можно быстрее начать мыть, чтобы намертво не присохло.

Наливаем воду в два тазика. Готовим инвентарь: щетки, губки, тряпочки, жидкое мыло или моющее средство для посуды.

Геологи красили дом красной краской. Медведь отправился к ним разжиться съестным — и вот результат. Черепаху угораздило испачкать панцирь липкой глиной. А осёл перевернул на себя банку с травяным повидлом.
Геологи красили дом красной краской. Медведь отправился к ним разжиться съестным — и вот результат. Черепаху угораздило испачкать панцирь липкой глиной. А осёл перевернул на себя банку с травяным повидлом.

Я люблю вводить в сюжетные игры дидактический компонент. Чтобы игра не только развлекала и развивала, но и обучала. Игра в зоомойку помогала моему сыну запомнить цифры. Я расставляла загрязненных животных на большом поддоне. Возле каждой фигурки надписывала цифру — начиная от 1 и далее по порядку в зависимости от числа «клиентов». Обычно мы моем около десяти животных — большее количество утомляет ребёнка, что приводит к потере интереса.

Цифры обозначают очерёдность: кто явился на зоомойку первым, кто вторым, а кто за ними. Я сообщаю: «Зоомойка открылась! Ого, какая очередь выстроилась! Давайте начнём. Первый и второй, заходите!». Сын находит животных, возле которых указаны цифры 1 и 2, и отправляет их в тазик. Моем вместе.

Я просила сына придумать и рассказать от лица животного, где же он так испачкался, куда залез, где он эту грязь нашёл.

В первом тазике отмыли с моющим, во втором ополоснули, отправили на полотенце сушиться. Зовём третьего и четвёртого.

Польза игры: развитие мелкой моторики, совершенствование речи, запоминание цифр.

5. Сенсорная коробка

Популярная забава для малышей, несущая немалую пользу. Это игра-исследование и игра-медитация, обеспечивающая сенсорное развитие и тренировку мелкой моторики.

Сенсорные коробки начинают предлагать малышам примерно с полутора лет. Верхнюю же границу определить сложно — многие дети и в семь, и в восемь лет, и даже в более старшем возрасте любят такие развлечения.

Основные составляющие игры: 1. контейнер (или любая коробка, лоток, поддон и т.д.); 2. наполнитель; 3. инструмент для манипуляций с наполнителем; 4. дополнительные элементы: мелкие игрушки, природные материалы, декор.

В качестве наполнителя используют что-то сыпучее: то, что можно пересыпать, раскапывать, подметать, сгребать в холмик и т.п. Например, песок, сахар, крупы, бобовые, измельчённую бумагу. Инструмент — по ситуации. Это могут быть маленькие лопатки, грабельки, кисточки, лейки, ситечки, щипцы и многое другое.

Дополнительные элементы отвечают за интересность коробки и за её тематическую составляющую. Без мелких игрушек, таких, например, как машинки, человечки или фигурки животных, игра не будет столь увлекательной. Можно также добавить камешки, веточки, брусочки, бусины, ракушки и т.п.

Всякий раз, когда я даю ребёнку коробку с сыпучим наполнителем, он тянет туда фигурки животных. Без них никак. То грызуны (хомяк, мышка, бобер) готовят себе запасы на зиму. То белый медведь, неожиданно появляясь, пугает жильца иглу. То заяц прячется от волка в зелёной бумажной траве. То динозавры оставляют следы на песке.

-6
Здесь наполнитель — сода и сахар пополам; иглу — из пластилина.
Здесь наполнитель — сода и сахар пополам; иглу — из пластилина.

6. Обучение счёту

Если фигурок накопилось много, их можно использовать в качестве счётного материала — умилительного и занимательного (а вовсе не такого скучного, как палочки или кружочки).

Наш вариант игры. В определённое место требуется поместить указанное количество животных. Ставим, например, несколько коробочек на пол. На каждую коробку крепим карточку с цифрой. Коробки — это домики. Цифра на карточке указывает количество комнат в каждом из них. Необходимо заселить домики животными в соответствии с количеством комнат (по одному на комнату). Ребёнок отсчитывает нужное количество животных и помещает их в коробку.

Можно и так, в виде примера
Можно и так, в виде примера

Аналогично с перевозкой. У нас это, например, эвакуация животных из-за надвигающегося урагана или чего-то подобного. Берём несколько грузовиков, крепим на них карточки с цифрами. В грузовик можно поместить столько животных, сколько указано на карточке, не больше. Ребёнок считает животных, сажает их в грузовики и начинает эвакуацию.

7. Запоминание букв, обучение чтению

Расскажу о трёх наших играх. Их у нас в арсенале гораздо больше, но обо всех не напишешь.

Игра на запоминание букв «Заселение в домики». Беру бумажные листы, разрезаю на квадраты. На каждом квадрате пишу по одной букве. Это могут быть любые буквы — например, те, запоминание которых идёт со скрипом.

Готовлю фигурки в таком же количестве и тетрадь.

Это новый посёлок для животных. Квадраты с буквами — это домики-новостройки. Я в роли распорядителя, а ребёнок играет за животных. Он берёт первую фигурку и спрашивает от её лица: «Какой из домов мой?». Я заглядываю в тетрадь и говорю, например: «Так-так. Вы у нас Слон. Ваш дом - Д». Ребёнок ищет квадрат с буквой Д и ставит на него слона. Затем берёт другую фигурку, и игра продолжается. Буквы мы специально не учили — всё запоминалось в подобных играх. Если сын не мог с ходу найти требуемую букву, я давала подсказку, связанную с её формой («похожа на домик», «филин», «перекладина в спортзале» и т.д.).

Об игре «Кондитерская» я писала здесь. Мы берём пластиковые буквы и силой воображения превращаем их в пирожные или торты в форме букв. К кондитеру, роль которого играет ребёнок, по очереди приходят животные. Они хотят купить кондитерское изделие в форме своей буквы. Это первая буква в их названии: волку нужен торт в форме В, черепахе — в виде Ч и т.д. Также животное может попросить торт для своего соседа, друга, учителя. Этот сюжетный ход позволяет задействовать в игре больше букв. Кондитер находит у себя нужные «буквоторты» и продаёт их клиентам-сладкоежкам. Процесс мы сопровождаем насыщенными диалогами и сопутствующими действиями.

-9

«Библиотека». А это уже игра для чтения слов. Можно играть как с фигурками животных, так и с мягкими игрушками.

Я выбираю десяток игрушечных животных. Готовлю для каждого из них читательскую учётную карточку. Это просто половинка листа А4, сложенная пополам книжечкой. На обложке пишу печатными буквами название животного-читателя (например: ЖИРАФ) или его имя-экспромт (например: ЖОРА).

-10

Играем мы возле книжных полок. Сын в роли библиотекаря, я за посетителей. Читательские карточки у библиотекаря под рукой. В начале игры он всегда понарошку спит, а первый пришедший читатель будит его: «Библиотекарь, проснись, я пришёл!».

Библиотекарь помогает посетителям подбирать книги. Читатели всегда высказывают свои пожелания. Например, волк просит книгу про зайцев, белый медведь — про зиму, слон — о джунглях, жираф — о дружбе, утка — о ферме и т.д.

Сын внимательно оглядывает полки и находит подходящую литературу.

Выдачу необходимо зафиксировать в формуляре. Чтобы среди карточек отыскать нужную, сыну приходится читать названия на их обложках. Находит, каракулями и палочками записывает название книги, а я расписываюсь за читателя.

Мне по душе эта игра. Любопытно наблюдать, как сын подбирает книги. Как он о них отзывается, как анонсирует.

Конечно, подобные игры можно устраивать и без игрушечных животных. Но с ними и легче, и интереснее.

Возможно, вам будет интересно:

Сюжетно-ролевая игра "Доставка посылок"

Прятки понарошку: прячем не себя, а предметы

Как развивать творческие способности ребёнка?

Настольные игры для развития внимания у ребёнка-дошкольника