Сядем рядком, да поговорим ладком, коли есть что сказать. А уж у молодёжи-холостёжи завсегда сыщется о чём покалякать друг с дружкой да приветно посарафаниться*. Для того и собирались женишки да невестушки намеченные и откупали на зиму у бобылек-вековух* избу широкую для бесед-вечерниц.
На Костромской стороне в Варнавинском уезде Медведовской волости беседки учиняли красны девицы со дня Введения во Храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря по-новому) до самого Великого поста. Мужики в той волости - сплошь все отхожие плотники да портные.
Оттого парнюги захаживали на беседы, токмо когда возвращались по домам на Введеньев день, Святки да Масленицу. Те, кто в ближних деревнях работал, бывали тут по всякому воскресенью. Иной разок заглядывали на огонёк и женишки с соседних сёл. Ох, как девки жидали-чаяли сии сладкие праздные вечерочки. То-то они одни и затеивали сию канитель с поседками* на заклоне* дня.
Не все без разбору хаживали на оные позимние вечерницы. Для вдовинок* сие было занятием сплошь срамным и малопочтенным. Не пущали туды и “старух”, что “уж четвертную разменяли” - то бишь девок старше 25 лет от роду. Зато бегали на беседки молодухи, что под венцом брачным хаживали токмо с прошлого мясоеда.
С парнями на поседках девки устраивали бойкие игрища. На Святки да Масленицу приходили все ряжеными и гадали, пели да плясали до упаду. В обыденщину* без мужского пригляда уветливого девицы хоть и поигрывали, попевали да поплясывали, но уж не так шустро, зазвонисто и разухабисто. Всё беседывали, а почасту дело доходило и до супрядков*.
Так и забавились по младым годам наши честные прадеды. Подписывайтесь на Платона Караваева и прознаете много чего затейного про седой посельский обиход. Оценивайте рассказни да всех милости прошу в мою добрую компанью.
Сарафаниться - кокетничать, стараться понравиться
Бобылька-вековуха - одинокая баба
Поседки - посиделки
Заклон - закат
Вдовинка - вдова
Обыденщина - будние дни
Супрядки - вечеринки, где девки совместно пряжу прядут