Хонтай Ёсин рю является одной из главных сохранившихся школ дзюдзюцу. Как традиционная школа, она является членом Нихон Кобудо Кёкай (Ассоциация классических боевых искусств Японии).
До сих пор было мало написано о Хонтай Ёсин рю на английском языке, за исключением нескольких статей Стивена Фабиана. Я встретил Стивена 1989 году, когда впервые приехал в Японию, где он помог мне найти свой путь к додзё. В то время я не много знал о традиционном будо, но я был полон решимости изучать Хонтай Ёсин рю, школу, которую я впервые высоко оценил в 1983 году в Италии, где в качестве члена команды по каратэ, у меня был шанс участвовать в программе выступлений по боевым искусствам с представителями этой рю. Начиная с моего первого пребывания в Японии, я старался дополнить моё обучение в додзё из различных источников информации. В основном это было слушание учителей школы в традиционном застолье после тренировки, и на семинарских занятиях, а также чтение того, что имелось о традиционном будо. Здесь я попытаюсь объединить часть информации. Сначала я представлю школу (часть 1), затем расскажу о дзюдзюцу более подробно (часть 2), и в заключении, поразмышляю о долгом и нескончаемом путешествии (часть 3).
Хонтай Ёсин рю возникла в Осю (сегодня префектура Мияги) в области Сироиси. Философия школы красиво запечатлена в её названии, говорящем о гибкости ивы, которая может изгибаться на ветру, не сломавшись.
ХОН – настоящий, основной, коренной, реальный;
ТАЙ – тело, объект, сущность;
Ё – ива
СИН – разум, сердце, ду.
РЮ – школа, метод
Метафора об иве была включена в название школы её основателем (Сёдай – первое поколение, основатель), Такаги Ориэмоном Сигэтоси, родившегося в 1965 году. Рассказывают, что, после того, как Такаги узнал, что его отец погиб в ночной засаде, он убил убийцу своего отца. С этого момента он принял учение отца к сердцу: «Ива, ёбоку, сильна, в то время как высокое дерево, Такаги, лопается». С этого времени он стал называть себя как Ёсин рю Такаги Ориэмон Сигэтоси. Название школы было завершено вторым Сокэ, Такаги Умэносукэ Сигэсада, который развил искусство дальше, освоив духовные дисциплины и концепции, чтобы сформировать систему, которая наносила бы поражение противнику с «Сердцем Ивы» (Ё-но син). Он назвал систему Хонтай Ёсин [Такаги] рю дзюдзюцу.
Хотя школа возникла в Осю, он переехал в область Овари (Нагоя), район Тоса (Коити), а затем в районы Ако и Химэдзи (Хёго). Позже главное додзё переехало в область Кобэ и в конечном итоге в Нисиномии. Считая от основателя школы, было девятнадцать поколений Сокэ на сегодняшний день. Последняя церемония передачи титула Сокэ проходила 16 января 20 года. Тогда, 18-ый Сокэ, Иноэ Цуёси Мунэтоси, передал статус сокэ своему сыну. Иноуэ Кёити Мунэнори, Сокэ в девятнадцатом поколении, живёт и преподаёт в Нисиномия, Япония.
Школа дзюдзюцу Хонтай Ёсин рю, в дополнение к безоружным техникам, также известна в использовании короткого меча или кодати и своим бодзюцу.
Кодати всегда был важной частью школы. В действительности, Кёти-рю содзюцу, а также Муто рю Кодати были среди тех школ, которые были изучены основателем Хонтай Ёсин рю. Что касается безоружных техник и бодзюцу, наиболее значительное влияние в начале существования школы оказали Такэноути рю и Кукисин рю.
Такэноути рю является важным стилем дзюдзюцу, оказавшим влияние на второго Сокэ Хонтай Ёсин рю, Такаги Уманосукэ, который получил учение от Такаги Ориэмона в 1671 году в возрасте 16 лет. Рассказывают, что Уманосукэ и третий глава школы Такэноути рю, Такэути Кагасукэ Хисакити, дрались на дуэли перед господином Мори Садахиса, главы семьи Мори. Состоялось две схватки, и хотя Такэути Хисакити был всего в 4 фута 8 дюймов, по сравнению с Такаги Уманосукэ, который выглядел гигантом в 6 футов 8 дюймов, Хисакити выиграл легко. Во время схватки Уманосукэ был брошен с помощью гансэки отоси из Такэноути рю, затем прижатым к земле и связанным шнуром. Тем не менее, Уманосукэ был настолько силён, что смог разорвать крепкий шнур. Во второй схватке, он был брошен той же техникой и был побеждён нанесённым ударом меча. После этого, Уманосукэ увидел своё высокомерие и подошел извиниться к Такэноути Хисакити, став его учеником, в конечном счете, получив Кайдэн.
Бодзюцу Хонтай Ёсин рю происходит из Кукисин рю. В один прекрасный день, третий сокэ, Гэнносин (который, как и его отец Уманосукэ, был сильным мужчиной), встретился с Окуни Кихэй Сигэнобу из школы Кукисин рю. Гэнносин испытал свои техники против Окуни. Гэнносин одержал победу в безоружной схватке, а Окуни победил в поединке на шестах. Они решили обменяться техниками, переняв сильные стороны обеих систем, чтобы довести до конца искусство. После того, как друг Окуни, Гэносин, умер, он стал четвёртым сокэ Хонтай Ёсин рю. С этого времени, техники Хонтай Ёсин Такаги рю изучались совместно с техниками шеста, копья и алебарды Кукисин рю.
Интересно также отметить, что Окуни Кихэй Сигэнобу также изучал Тэндо-рю нагинатадзюцу, и эта школа нагината оказала влияние на развитие Кукисин рю.
Хонтай Ёсин рю имеется ката с применением короткого меча (кодати), длинного посоха (тёбо), короткой палки (ханбо) и безоружных техник, как против безоружного противника, так и против ножа (танто), длинного меча (тати), и наконец, связывание верёвкой (торицукэ). Короткая палка или ханбо является предпочтительным оружием Сокэ Иноуэ Кёити Мунэнори. Работа ног в ханбо происходит от кодати, работа руками из тёбо, а тактика из дзюдзюцу. Поэтому освоение ханбо возможно только после изучения основных компонентов школы.
Так как Хонтай Ёсин рю дзюдзюцу является школой дзюдзюцу, следовательно будзюцу школы, классифицируется как будо, но она также считается кобудо и корю.
Слово будо обычно переводят с японского как «боевые искусства», хотя правильный перевод «боевой путь». Но где же эта середина? Переводом «боевые искусства» будет будзюцу. Интересно отметить, что иероглифы «бу» и «дзюцу» также использовались в Китае. Действительно, термин «ушу» состоит из тех же двух китайских иероглифов: «у», т.е. война, боевой или военный, и «шу», что переводится как искусство, мастерство или метод. Вместе они образуют слово «ушу» или «боевое искусство». В Японии, термин будо распространяется на все искусства боевого характера, были ли они созданы самураями, классической наследственной воинской касты или простолюдинами. Тем не менее, термин «будо» может быть использован в более ограниченном и структурированном виде, чтобы обозначить только то, что японцы называют гэндай будо, или современное будо. В этом случае, системы боевого искусства (будзюцу), которые были разработаны до 1868 называются кобудо (старые будо), или корю (древняя традиция, старая школа). В боевом контексте, суффикс «-дзюцу» наиболее часто используется для боевых искусств или навыков, происходящие в классический период истории Японии (до 1868 года).
Более подробно дзюдзюцу будет объяснено позже, но другими примерами будзюцу являются: бадзюцу (верховая езда на лошади), ходзёдзюцу (искусство связывания захваченного противника), сэндзёдзюцу (развёртывание войск), норосидзюцу (использование костров в качестве сигналов), тикудзёдзюцу (укрепление позиции), бодзюцу (искусство владения шестом), кэндзюцу (искусство владение мечом), иайдзюцу (искусство выхватывания меча, известное также как батто), содзюцу (искусство копья), нагината дзюцу (искусство владения алебардой), дзёдзюцу (искусство владения палкой чуть больше ханбо), кюдзюцу (искусство стрельбы из лука), кусарикамадзюцу (использование серпа с цепью), тэссэндзюцу (использование веера в качестве дубинки), сюрикэндзюцу (искусство метания холодного оружия), суйдзюцу (плавание).
Хотя дзюцу часто рассматривается как техника, противопоставляемая философии, обе они, очевидно, тесно связаны. Буси (воины), которые изучали методы, следовали своему обобщённому (хотя и неписанному) кодексу чести и социального поведения, называемого Бусидо (Путь воина). Дзюцу, переводимое как «искусство», записываемый с корневым элементом «дорога», наряду с фонетически элементом означает «скручивать и придерживаться». Большинство традиционных школ, которые по прежнему изучают эти дзюцу, делают это следуя Пути или мити (обратите внимание, что этот же иероглиф можно произнести как «До») к самосовершенствованию и истинной философии будо. Это касается как физических, так и духовных практик, через изучение техники.
В период, когда Токугава правили страной, также известный как период Эдо или Эдо дзидай (1603 – 1867), дзюдзюцу было важной частью обучения и подготовки самураев. В течение этого периода, наиболее важные школы процветали, а те, которые были несущественными, умерли и были забыты, потому что их техники стали неэффективны и нереалистичны. В конце концов, школы будзюцу стали квалифицировать в соответствии с главной специализацией своего учения. Например, Оно-ха Итто рю была классифицировано как школа кэндзюцу, а Хонтай Ёсин рю как школа дзюдзюцу. Несмотря на эту классификацию, многие школы включали в себя вооруженные и безоружные методы борьбы. К концу периода Токугава появились записи о 52 школах стрельбы из лука, 718 школ владения мечом, 148 школ владения копьём, и 179 школ дзюдзюцу, включая Хонтай Ёсин рю. Сегодня традиция Хонтай Ёсин рю имеет большое количество учеников, как в Японии, так и во всём мире. За рубежом, официально признанными Со-Хонбу в Японии, додзё имеются в Австралии, Бельгии, Канаде, Финляндии, Италии, Великобритании и США. Историю самой школы, а также список зарубежных додзё можно найти на официальном сайте: http://www.hontaiyoshinryu.com/.
В 1980-м году Хонтай Ёсин рю была выбрана в качестве темы для одной из серий документального фильма, снятого Нихон Будокан, о 58-ми сохранившихся школах традиционных боевых искусств. Фильмы из этой серии, под названием «Нихон Кобудо» теперь также доступны на DVD. Хотя они на японском языке, визуальный материал превосходен, и в них показаны некоторые из великих учителей нынешнего поколения. Для тех, кто хочет познакомиться с описанием основных ката, есть книга, написанная Stelvio Sciutto (на итальянском языке, но с множеством фотографий). Впервые я увидел Stelvio в Италии, в 1983 году, во время демонстрационного турнира боевых искусств, в котором участвовали члены Хонтай Ёсин рю. Но по- настоящему я узнал его, спустя примерно десять лет. Stelvio вероятно был единственным не-японцем, который знал Сокэ трёх поколений, в том числе Минаки Сабуро Масанори. Хотя теперь Stelvio мне хороший друг, я считаю его своим сэмпаем, и очень благодарен ему за все усилия, которые он сделал для меня, чтобы помочь представить Хонтай Ёсин рю за пределами Японии.
Во второй части я расскажу подробно о дзюдзюцу, являющейся сущностью Хонтай Ёсин рю.
Guy Buyens
Продолжение следует...
ПЕРЕВОДЫ ВИДЕО, КНИГ ПО БУДО И БУДЗЮЦУ