Одно дело, когда меч противника ещё в ножнах и совсем другое дело, когда фехтовальщик уже вытащил свой меч из ножен. Мало того, что нужно было избегать порезов, когда фехтовальщик атаковал, нужно было позаботиться о том, чтобы держаться подальше от клинка, вовремя контратаки или борьбы, в попытке обезоружить его. Ситуация, в которой фехтовальщик стоял в дзёдан-но камаэ (верхняя позиция с мечом) или поднимал свой меч из тюдан (средний позиция) в дзёдан (верхняя позиция), готовясь к атаке, была наилучшим шансом для выживания, смело ринувшись вперёд до того, как первый смог полностью реализовать свою атаку.
Нужно ли говорить, что время реагирования и быстрое ирими (техника входа) были решающими в этой ситуации. Также было крайне важно, чтобы при движении защищающийся располагал свое тело таким образом, чтобы оно было вне линии траектории меча на случай, если атака фехтовальщика все-таки произойдет. Оказавшись в безопасной зоне, ему нужно было справиться с мечом, то есть не дать противнику создать возможность снова атаковать. Вместо того чтобы бороться с ним позиции стоя, было лучше заставить его упасть лицом вниз на землю, используя технику болевых на суставы (кансэцу вадза), чтобы помешать ему использовать свой меч. Часто это сочеталось с использованием атэми – ударами руками и ногами в уязвимые точки на теле противника, чтобы отвлечь и оглушить его, если это возможно, или даже заставить его бросить оружие. Такого рода техники были в центре внимания мутодори и сирахадори. Обычно мутодори и сирахадори были приемами, чтобы отобрать меч противника, который уже вытащил свой меч из ножен. Тот, кто занимался обезоруживанием, не имел меча или решил не использовать его, отсюда и название муто, что буквально означает «без меча». Однако существует и альтернативная, менее известная теория, объясняющая значение термина «муто» или «без меча». Это означает, что против превосходящих навыков эксперта мутодори даже фехтовальщик с обнаженным мечом не имеет возможности использовать свое оружие в своих интересах, что делает его ничем не отличающимся от боя без меча вообще. Сирахадори, что означает «ловить обнаженный клинок» или «ловить живой клинок», технически аналогично мутодори. Вообще, мутодори считалось высшим навыком борьбы с вооруженными противниками, и неудивительно, что он очень высоко ценился. Некоторые из самых высокопоставленных господ проявляли живой интерес к этому искусству, а некоторые даже заходили так далеко, что проверяли навыки мутодори у своих наставников. История о том, как Ягю Сэкисюсай использовал мутодори, чтобы обезоружить Токугаву Иэясу, который испытывал его, хорошо известна, поэтому я не буду здесь подробно останавливаться на этом.
Однако существует ещё одна интересная история о Тода Этиго-но Ками Сигэмаса из школы Тода-рю, который использовал мутодори против Маэда Тосицунэ, правителя провинции Кага. Однажды Сигэмаса был приглашен на аудиенцию господину Маэда. В какой-то момент последний сказал: «Я слышал, что в Тода-рю есть мутодори. Как вы думаете, сможете ли вы забрать мой меч?». Сказав это, господин Маэда обнажил меч. Не теряя самообладания, Сигэмаса ответил: «Мутодори - это тайна, и ее нельзя показывать посторонним, из-за спины господа кто-то наблюдает за нами, пожалуйста, отправьте его наружу». Не задумываясь, господин Маэда повернул голову и посмотрел назад, после чего Сигэмаса быстро забрал меч Маэды, сказав: «Это мутодори». Эта демонстрация мутодори Тода Сигэмаса с чисто технической точки зрения может показаться не очень впечатляющей. Однако это иллюстрирует еще один важный элемент мутодори - способность отвлекать ум противника, хотя бы на долю секунды. Таким образом, это не просто пример зрелищной схватки, в которой одна сторона разоружает другую, это отличный пример контроля сознания без подготовки. Современные люди часто связывают контроль сознания с гипнозом или более сложными формами внушения, такими как подсознательные сообщения, скрытые в фильмах или песнях, но эффективный контроль сознания может быть гораздо проще и тоньше.
Независимо от того, насколько хорошо обучен воин технике муто дори, встреча с искусным фехтовальщиком была опасным предприятием. Поэтому возникает вопрос, почему воин, который сам имел в своем распоряжении меч, сознательно подвергал свою жизнь опасности и решал не использовать его против вооруженного противника, который был готов использовать его. На ум приходит целый ряд причин. Во-первых, в нормальном гражданском обществе даже воину не всегда разрешалось обнажать свой меч, не говоря уже о том, чтобы вступать с ним в бой. Хотя в эпоху Эдо самураю по закону разрешалось обнажать свой меч посреди улицы и рубить простолюдинов, оскорбивших его или его господина, ему не разрешалось вступать в бой на мечах с другим воином по личным причинам. Это могло иметь серьезные последствия, и в зависимости от конкретных обстоятельств даже каралось смертью. С другой стороны, не отвечать на определенные оскорбления или угрозы, или не помогать воину своего клана, который подвергся нападению, шло вразрез с кодексом чести воина, а также могло привести к наказанию. Достаточно прочесть такие труды, как «Хагакурэ», чтобы понять, что в эпоху Эдо воин был далек от свободы делать то, что он хотел. Мало того, что он был связан воинской этикой, он также должен был соблюдать законы правительства. Понятно, что иногда было трудно примирить эти два понятия. Еще одна причина, к которой можно было прибегнуть к использованию техники мутодори, заключалась в том, что воину недопустимо было проливать кровь или даже обнажать свой меч в определенных местах замка или дворца, а иногда даже на всей их территории. Наконец, воину высокого ранга не подобало убивать воина гораздо более низкого ранга, даже если первый был атакован или спровоцирован последним. Все эти причины объясняют необходимость мутодори. Естественно, если кто-то защищал своего господина от нападающего с мечом, последний мог быть побежден более чем одним слугой. Такие приемы также проиллюстрированы в старых рукописях школ боевых искусств.
Серж Мол. Классическое фехтование Японии
Танака Фумон. Боевые искусства самураев
часть первая:
ПЕРЕВОДЫ ВИДЕО, КНИГ ПО БУДО И БУДЗЮЦУ