Найти тему
ItodorTV

Яхтам под российским флагом больше не рады в портах ЕС.

Некоторые больше не дружественные яхтенные капитаны из нэзалежной радостно потирают ладошки. "Ах, перемога, русским больше нельзя заходить в порты ЕС под своим флагом"! 
Действительно, новость об этом распространяется несколькими профильными изданиями.
Давайте обсудим, что это значит в действительности.

Начиная с 16 апреля 2022 года запрещается заход судов под российским флагом во все порты Европейского Союза. Из всех определений "судна" нас в данном случае интересует: прогулочная яхта (recreational craft) или личное водное средство передвижения (personal watercraft) как эти понятия определены в Директиве 2013/53/EU. В этой директиве под понятия прогулочная яхта или личное водное средство передвижения подпадают все катера и яхты от 2,5 до 24 метров длиной.

Хотя ограничения касаются всех судов, моторные яхты и катера крайне редко покидают территориальные воды.
Хотя ограничения касаются всех судов, моторные яхты и катера крайне редко покидают территориальные воды.

Яхтенный туризм, особенно под российским флагом, не имел какого-то массового характера и прежде. Явно проигрывая другим направлениям, как, например, дайвинг.
Из имеющихся доступных акваторий и направлений я бы выделил следующие (не считая внутренних, разумеется):
- Акватория Балтийского моря (включая Финский залив).
- Средиземно-черноморская акватория.
- Трансокеанские, кругосветные и другие дальние походы.

Я не очень хорошо знаком с положением дел на Черноморском побережье. Но исходя из того, что знаю. Яхты стоящие в маринах Краснодарского края или Крыма предпочитают не выходить за пределы турецких проливов Дарданеллы и Босфора. В самой Турции русских яхтсменов не так, чтобы много, но они есть. Однако все те, с кем лично я знаком или о ком я знаю ходят под турецкими или греческими флагами.

Яхты под российским триколором и не так уж часто встречались в зарубежных маринах
Яхты под российским триколором и не так уж часто встречались в зарубежных маринах
Средиземка самое популярное направление яхтинга среди Россиян. Однако в подавляющем большинстве случаев яхтсмены пользуются услугами чартерных компаний. Яхты которых ходят под флагами других стран.
Петровский яхт-клуб. Не самое популярное среди яхтсменов место стоянки.
Петровский яхт-клуб. Не самое популярное среди яхтсменов место стоянки.

С Балтикой ситуация иная. С точки зрения российского сегмента, конечно, Питер (включая ряд марин расположенных в его окрестностях) является центром яхтенного туризма Северо-Запада.
Наиболее популярными направлениями яхтенных походов на протяжении многих лет оставались: Финляндия, Аландские острова, Стокгольм. Отдельные яхты совершали более дальние путешествия. Случаи выхода за пределы Балтийского моря скорее можно отнести к единичным и исключительным.

Якт-клуб Форт Константин. Здесь находится таможенный терминал. Место где проходит оформление каждой яхты, которая планирует выйти за пределы РФ или зашла в наши воды. С учётом удаления от границы - это одна из главных причин по которой не так много яхт совершают переход границы.
Якт-клуб Форт Константин. Здесь находится таможенный терминал. Место где проходит оформление каждой яхты, которая планирует выйти за пределы РФ или зашла в наши воды. С учётом удаления от границы - это одна из главных причин по которой не так много яхт совершают переход границы.

Стоит отметить, что и в целом яхт способных совершать трансграничные путешествия не так уж много. Хорошо, если таких наберётся две, две с половиной сотни в акватории Финского залива. Из них реально ходили за кордон в лучшем случае десятки. Регулярно ходят - единицы.
Часть владельцев официально не ввозили свои судна в РФ, чтобы избежать существенных таможенных трат. Поскольку правила позволяют находиться яхте под иностранным флагом на территории РФ в течении нескольких месяцев. Этого вполне достаточно для ограниченного летнего сезона. Однако ковидные ограничения заставили пересмотреть подобный подход многих владельцев. (включая и некоторых моих знакомых).

Кругосветка и трансокеанские путешествия набирают всё большую популярность по мере развития современных систем управления и оптимизации расходов. Хотя среди россиян есть те, кто совершает подобные путешествия, их всё же не так много.
Кругосветка и трансокеанские путешествия набирают всё большую популярность по мере развития современных систем управления и оптимизации расходов. Хотя среди россиян есть те, кто совершает подобные путешествия, их всё же не так много.

Что касается больших походов. Когда цель пересечь океан или отравиться в кругосветку. Особенно для тех, кто завершает свои путешествия и планирует возвращаться в домашнюю гавань. Конечно, подобное ограничение является проблемой. Технически пройти Европу без захода в порты, конечно, можно. Если запастись необходимым количеством провизии, воды и топлива. Но всё же это довольно существенное расстояние. Новые ограничения сохраняют возможность заходить в марину в случае экстренной ситуации или поломки.

Яхтенный порт Йоханнес. Одно из самых популярных мест стоянки парусных судов. Не смотря даже на достаточную удалённость от оперативного простора для яхты.
Яхтенный порт Йоханнес. Одно из самых популярных мест стоянки парусных судов. Не смотря даже на достаточную удалённость от оперативного простора для яхты.
В любом случае, в общем туристическом потоке всё это малозначительный сегмент. С точки зрения экономики западные яхт-клубы практически не ощутят потерь. 
Парусники ТриумфЪ и ШтандартЪ на Дне города, в акватории Невы. 2007 год.
Парусники ТриумфЪ и ШтандартЪ на Дне города, в акватории Невы. 2007 год.

Наиболее значительное влияние ограничительные меры могут затронуть сегмент больших парусников. Так называемых Tall Ship. Принимающих участие в международных парусных фестивалях, больших учебных походах и тд. К таким в первую очередь стоит отнести: Седов, Крузенштерн, Паллада. А так же исторические суда. Вроде фрегата ШтандартЪ (последние несколько лет он находится за пределами РФ) и ТриумфЪ.

Яхт-клуб Койвисто. С точки зрения расположения потенциально лучшее место для развития яхтенного туризма в российской части Финского залива. Однако в отсутствии таможенного терминала здесь, это развитие не происходит должным образом.
Яхт-клуб Койвисто. С точки зрения расположения потенциально лучшее место для развития яхтенного туризма в российской части Финского залива. Однако в отсутствии таможенного терминала здесь, это развитие не происходит должным образом.

С точки зрения экономики (особенно экономики России) данные ограничения нельзя назвать сколь либо существенными. По крайней мере, в сегменте частных парусных и моторных яхт. 
С имиджевой точки зрения. Русские - предприимчивые люди, а Балтийский регион не является массовым и существенным для яхтенного туризма. Кто-то вероятно отметит планы на поход. Другие будут искать альтернативные пути. В любом случае, два года закрытых границ уже привязали владельцев к родным акваториям.

Восточная часть Финского залива, с учётом плотности яхт, вполне позволяет путешествовать здесь.
Восточная часть Финского залива, с учётом плотности яхт, вполне позволяет путешествовать здесь.

С точки зрения средиземноморского и мирового чартера не думаю, что конкретно эта мера окажет какое-то существенное влияние на ситуацию. На первый план здесь скорее выйдут другие факторы. В том числе (а может и в первую очередь) риски столкнуться с откровенно русофобским отношением в компаниях, портах или соседних яхтах. (подобные настроения я уже наблюдаю со стороны некоторых украинских капитанов, призывающих ко всякого рода провокациям в отношении русских яхтсменов, что не должно оставаться без внимания сообщества).
Вполне вероятно, что в ближайшее время появятся соответствующие рекомендации по выбору маршрута. Типа
free/safely for russians!
С точки зрения мирового яхтинга. Учитывая насколько единичны примеры оффшорных путешественников, всё это так же не окажет существенного влияния на ситуацию в целом. Хотя и может заставить изменить планы и маршруты некоторых яхтсменов.

-11

На мой взгляд, подобные меры откровенной сегрегации деструктивно скажутся на отношения между россиянами и европейцами. И дело тут не в том, что "страдают даже те, кто против". Или в том, что есть вещи выше политике. Вполне очевидно, что отстоятся в стороне сегодня невозможно. Однако подобные решения, не оказывающие серьёзного влияния на экономику лишь усиливают недоверие и негатив в отношении Европейского союза.

Не случайно в комментариях под этой новостью часто можно видеть фразу: нельзя под Российским - зайдём под Андреевским!
-12

Спорт, яхтинг, путешествия - всё это те направления, которые способствуют объединению людей. Возможности общения, услышать и понять имеющиеся противоречия.
Я много раз говорил о необходимости развивать яхтинг в России. Упрощать условия выхода и захода яхт под иностранными флагами. Способствовать развитию международных регат и яхтенных фестивалей. Через такое международное общение люди лучше понимают друг друга и никакая пропаганда уже не работает. 
Не знаю, как долго сохранится принятая мера. Возможно (как и многие другие популистские заявления) она будет тихонечко отменена в разгар сезона. А возможно продлиться существенно дольше. Однако для российских яхтсменов это важный сигнал в понимании того отношения, с которым есть шанс столкнуться. Как, например, многие старались избегать захода в Прибалтийские порты и раньше.
Но более важным я считаю обратить внимание на нагнетание откровенной ненависти и провокационных настроений со стороны оголтелых радикально настроенных капитанов. И, как минимум, стоит быть готовым к различным провокациям с их стороны тем, кто решит отправиться в международный поход под парусом.

Дмитрий Матвеев || ItodorTV
Все фото мои (с)

-13