Некоторые больше не дружественные яхтенные капитаны из нэзалежной радостно потирают ладошки. "Ах, перемога, русским больше нельзя заходить в порты ЕС под своим флагом"!
Действительно, новость об этом распространяется несколькими профильными изданиями.
Давайте обсудим, что это значит в действительности.
Начиная с 16 апреля 2022 года запрещается заход судов под российским флагом во все порты Европейского Союза. Из всех определений "судна" нас в данном случае интересует: прогулочная яхта (recreational craft) или личное водное средство передвижения (personal watercraft) как эти понятия определены в Директиве 2013/53/EU. В этой директиве под понятия прогулочная яхта или личное водное средство передвижения подпадают все катера и яхты от 2,5 до 24 метров длиной.
Яхтенный туризм, особенно под российским флагом, не имел какого-то массового характера и прежде. Явно проигрывая другим направлениям, как, например, дайвинг.
Из имеющихся доступных акваторий и направлений я бы выделил следующие (не считая внутренних, разумеется):
- Акватория Балтийского моря (включая Финский залив).
- Средиземно-черноморская акватория.
- Трансокеанские, кругосветные и другие дальние походы.
Я не очень хорошо знаком с положением дел на Черноморском побережье. Но исходя из того, что знаю. Яхты стоящие в маринах Краснодарского края или Крыма предпочитают не выходить за пределы турецких проливов Дарданеллы и Босфора. В самой Турции русских яхтсменов не так, чтобы много, но они есть. Однако все те, с кем лично я знаком или о ком я знаю ходят под турецкими или греческими флагами.
Средиземка самое популярное направление яхтинга среди Россиян. Однако в подавляющем большинстве случаев яхтсмены пользуются услугами чартерных компаний. Яхты которых ходят под флагами других стран.
С Балтикой ситуация иная. С точки зрения российского сегмента, конечно, Питер (включая ряд марин расположенных в его окрестностях) является центром яхтенного туризма Северо-Запада.
Наиболее популярными направлениями яхтенных походов на протяжении многих лет оставались: Финляндия, Аландские острова, Стокгольм. Отдельные яхты совершали более дальние путешествия. Случаи выхода за пределы Балтийского моря скорее можно отнести к единичным и исключительным.
Стоит отметить, что и в целом яхт способных совершать трансграничные путешествия не так уж много. Хорошо, если таких наберётся две, две с половиной сотни в акватории Финского залива. Из них реально ходили за кордон в лучшем случае десятки. Регулярно ходят - единицы.
Часть владельцев официально не ввозили свои судна в РФ, чтобы избежать существенных таможенных трат. Поскольку правила позволяют находиться яхте под иностранным флагом на территории РФ в течении нескольких месяцев. Этого вполне достаточно для ограниченного летнего сезона. Однако ковидные ограничения заставили пересмотреть подобный подход многих владельцев. (включая и некоторых моих знакомых).
Что касается больших походов. Когда цель пересечь океан или отравиться в кругосветку. Особенно для тех, кто завершает свои путешествия и планирует возвращаться в домашнюю гавань. Конечно, подобное ограничение является проблемой. Технически пройти Европу без захода в порты, конечно, можно. Если запастись необходимым количеством провизии, воды и топлива. Но всё же это довольно существенное расстояние. Новые ограничения сохраняют возможность заходить в марину в случае экстренной ситуации или поломки.
В любом случае, в общем туристическом потоке всё это малозначительный сегмент. С точки зрения экономики западные яхт-клубы практически не ощутят потерь.
Наиболее значительное влияние ограничительные меры могут затронуть сегмент больших парусников. Так называемых Tall Ship. Принимающих участие в международных парусных фестивалях, больших учебных походах и тд. К таким в первую очередь стоит отнести: Седов, Крузенштерн, Паллада. А так же исторические суда. Вроде фрегата ШтандартЪ (последние несколько лет он находится за пределами РФ) и ТриумфЪ.
С точки зрения экономики (особенно экономики России) данные ограничения нельзя назвать сколь либо существенными. По крайней мере, в сегменте частных парусных и моторных яхт.
С имиджевой точки зрения. Русские - предприимчивые люди, а Балтийский регион не является массовым и существенным для яхтенного туризма. Кто-то вероятно отметит планы на поход. Другие будут искать альтернативные пути. В любом случае, два года закрытых границ уже привязали владельцев к родным акваториям.
С точки зрения средиземноморского и мирового чартера не думаю, что конкретно эта мера окажет какое-то существенное влияние на ситуацию. На первый план здесь скорее выйдут другие факторы. В том числе (а может и в первую очередь) риски столкнуться с откровенно русофобским отношением в компаниях, портах или соседних яхтах. (подобные настроения я уже наблюдаю со стороны некоторых украинских капитанов, призывающих ко всякого рода провокациям в отношении русских яхтсменов, что не должно оставаться без внимания сообщества).
Вполне вероятно, что в ближайшее время появятся соответствующие рекомендации по выбору маршрута. Типа free/safely for russians!
С точки зрения мирового яхтинга. Учитывая насколько единичны примеры оффшорных путешественников, всё это так же не окажет существенного влияния на ситуацию в целом. Хотя и может заставить изменить планы и маршруты некоторых яхтсменов.
На мой взгляд, подобные меры откровенной сегрегации деструктивно скажутся на отношения между россиянами и европейцами. И дело тут не в том, что "страдают даже те, кто против". Или в том, что есть вещи выше политике. Вполне очевидно, что отстоятся в стороне сегодня невозможно. Однако подобные решения, не оказывающие серьёзного влияния на экономику лишь усиливают недоверие и негатив в отношении Европейского союза.
Не случайно в комментариях под этой новостью часто можно видеть фразу: нельзя под Российским - зайдём под Андреевским!
Спорт, яхтинг, путешествия - всё это те направления, которые способствуют объединению людей. Возможности общения, услышать и понять имеющиеся противоречия.
Я много раз говорил о необходимости развивать яхтинг в России. Упрощать условия выхода и захода яхт под иностранными флагами. Способствовать развитию международных регат и яхтенных фестивалей. Через такое международное общение люди лучше понимают друг друга и никакая пропаганда уже не работает.
Не знаю, как долго сохранится принятая мера. Возможно (как и многие другие популистские заявления) она будет тихонечко отменена в разгар сезона. А возможно продлиться существенно дольше. Однако для российских яхтсменов это важный сигнал в понимании того отношения, с которым есть шанс столкнуться. Как, например, многие старались избегать захода в Прибалтийские порты и раньше.
Но более важным я считаю обратить внимание на нагнетание откровенной ненависти и провокационных настроений со стороны оголтелых радикально настроенных капитанов. И, как минимум, стоит быть готовым к различным провокациям с их стороны тем, кто решит отправиться в международный поход под парусом.
Дмитрий Матвеев || ItodorTV
Все фото мои (с)