Найти тему
461,8K подписчиков

Что Сталин сделал с мастерами-частниками и ремесленниками: 3 "неудобных" факта, которые поспешили забыть

22K прочитали
ФОТО ФКУ ГАРФ
ФОТО ФКУ ГАРФ

Чтобы сегодня мастер или ремесленник мог создать собственный производственный бизнес много не надо, регистрируйся в качестве самозанятого, закупай сырьё, инструменты и вперёд, как говорится, с песнями.

Если же бизнес предполагается серьёзнее или, например, мастеров собралось несколько и они решили сообразить на двоих/троих/пятерых и далее по списку, то создавай кооператив, артель или ООО-шки и всё также с песнями АЛГА!

Считается, что всё это достижение последних тридцати лет, развитого демократического государства, капитализма, когда каждый может создать свой бизнес. И, что естественно, кивают в сторону канувшего в лету советского времени:

- ВОТ ТОГДААААА все сидели по заводам и колхозам, ходили в теплушках и ушанках, никто даже пискнуть не смел, иначе воронок, злой КГБист и по статье идёшь на первый этап производства спичек, то есть валить лес в Сибири.

В 1937-м, мол, даже за два колоска или гайку с завода можно было схлопотать расстрел.

Между тем это было... ТАК

Но и совсем НЕ ТАК.

ФОТО ФКУ ГАРФ
ФОТО ФКУ ГАРФ

1. Сталин очень уважал людей труда, мастеров и ремесленников и считал, что они могут трудиться вне коллективных предприятий.

- Да как так! - Скажете вы.

Да вот так!

Это совершенно не удивительно, ведь отец Сталина был мастером-сапожником.

Да и сам Сталин был далеко не дурак, он прекрасно понимал, что мастер, который является асом в своей сфере, профессионалом, не захочет идти работать на большое предприятие, где банально "потеряется". Кроме того, мастера делают уникальные, единичные работы, которые с потоковым промышленным производством связаны НИКАК от слова СОВСЕМ! И получать за свои работы они могут и, главное, ХОТЯТ намного больше, чем обычные рабочие.

Соответственно, трудиться на заводе они будут намного хуже, чем у себя в мастерской или в небольшом объединении мастеров.

Сталин был прагматиком, он прекрасно понимал ещё одну простую мысль, до которой не допетрили многие доморощенные "коммунисты" - государственный аппарат и промышленность просто физически не смогут выпускать ВСЕ товары народного потребления, особенно, если они делаются мелкими сериями, это экономически не выгодно.

Именно поэтому при Сталине появилась такая форма организации частного труда мастеров и ремесленников, как АРТЕЛИ.

ФОТО ФКУ ГАРФ
ФОТО ФКУ ГАРФ

2. АРТЕЛИ - являлись настоящими предпринимательскими объединениями мастеров. Многие историки и экономисты говорят о том, что артели ремесленников при Сталине - это фикция, они не имели предпринимательского характера, так как их нельзя было передать по наследству, продать или купить, артель не могла завышать цены больше чем на 20% от заводских.

Опять же, это всё верно!

А теперь давайте подумаем вот о чём, что нужно настоящему мастеру? Ему нужны две вещи: трудиться на себя и получать нормальные деньги за СВОЙ же труд. Артель это давала всем, мастера могли получать столько денег, сколько они хотели и могли заработать.

ФОТО ФКУ ГАРФ
ФОТО ФКУ ГАРФ

То есть, по сути дела, артели - были самым настоящим ПРОИЗВОДСТВЕНЫМ предпринимательством, а не спекулятивным, ростовщическим, как сейчас, типа купил в Китае дёшево, продал в России дорого.

Уставы сталинских артелей закреплял следующие правила:

  • артель выплачивала государству налоги с доходов, сборы за использование патентов (если таковые были)
  • артель создавала фонд для планомерного расширения производства, обновления станков и мероприятий по ОТиТБ;
  • каждая артель имела фонд взаимного страхования;
  • мастерам оплачивались очередные отпуска.
  • заработок каждого члена артели определялся не только количеством произведенной продукции, но и её качеством.

Согласитесь, во многих моментах это круче, чем на современных частных предприятиях.

ФОТО ФКУ ГАРФ
ФОТО ФКУ ГАРФ

3. АРТЕЛИ мастеров при Сталине находились в лучшем положении, чем заводы и уж тем более колхозы. Не верите? Посудите сами:

  • вновь созданные артели на 2 года освобождались от налогов,
  • они могли бесплатно поставлять свою продукцию в государственные магазины,
  • им отдавался приоритет при госзакупках,
  • существовал мораторий на проверки со стороны государственных органов,
  • для артелей существовали фиксированные расценки на закупаемое ими сырьё.
ФОТО ФКУ ГАРФ
ФОТО ФКУ ГАРФ

Всё это привело к тому, что к моменту смерти Сталина в СССР действовало более 114 000 производственных и заготовительных артелей, коллективных мастерских и производственных объединений. Все они производили широчайший спектр изделий: начиная от продуктов до машиностроения, металлообработки, бижутерии, ювелирного дела, предметов декора, оружия и химической промышленности.

В 1953 году в артелях работало примерно 2,5 миллиона человек, которые давали 5,5% ВВП.

В некоторых сферах, например, в ювелирке и и мебели артели производили 35% всей продукции в стране, 50% всей посуды вообще, 30% трикотажа, 90% детских игрушек.

В качестве артелей были зарегистрированы 10 оружейных мастерских, 170 конструкторских бюро, 22 лаборатории и даже институт.

Эта система называлась "местной промышленностью" и вся она разом схлопнулась после смены руководства страны. В мелких кустарях и частниках углядели опасность будущему коммунизму и графику посадок царицы полей кукурузы.

К чему привело устранение из хозяйственной жизни страны артелей мы прекрасно знаем: брежневский дефицит, который был следствием отсутствия гибкости у плановой промышленности. Ну не могли огромные заводы и фабрики выпускать мелкосерийную индивидуальную продукцию. Вместо артельных шкафов и стенок приходилось бегать и "доставать" втридорога, по блату стенки из Югославии, Польши или Болгарии.

Чтобы сегодня мастер или ремесленник мог создать собственный производственный бизнес много не надо, регистрируйся в качестве самозанятого, закупай сырьё, инструменты и вперёд, как говорится, с песнями.-7