Найти тему

Обзор книги "Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна".

Автор: Максимова Е.В.

Издательство: Диалог-МИФИ
Год издания: 2015

На основе теории Н.А. Бернштейна автор книги приводит практико-теоретические примеры общения с детьми, обращая внимание на ключевые моменты развития детей в соответствии с уровнями общения А, В, С, D и E, которые как раз и выделил Н.А. Бернштейн.

Перед прочтением не помешает вначале ознакомиться с теорией Н.А. Бернштейна и подробнее почитать про уровни (в конце книги приводится перечень основных характеристик каждого уровня).

Я не была знакома с работами Н.А. Бернштейна и поэтому уровневую классификацию поняла условно, ориентируясь на возраст и основные умения детей.

В книге достаточно доступно описываются закономерные процессы развития ребенка разного возраста.

В меньшей степени приводятся непосредственно причины возникновения раннего детского аутизма, но достаточно много информации по возможным причинно-следственным связям.

В книге достаточно сумбурно и быстро идет переход от одной мысли к другой. Однако, мне даже такой вариант подошел, потому что не было монотонного монолога. Всё изложено коротко, ясно и по делу.


Для себя из книги выписала и сфотографировала очень много полезной информации для работы с малышами. Прояснились многие вещи.

Считаю, что книга может служить настольной книгой для родителей как здоровых детей, так и детей с ранним аутизмом, а также книга будет полезна всем тем, кто непосредственно работает с детьми, особенно логопедам и воспитателям в детских садах.

Вот ряд идей и примеров, которые я для себя зафиксировала.

Основная цель коррекции - становления самостоятельности ребенка
Коррекциях на уровнях D - это совместное погружение в общую ситуацию: ребенок учится вести себя так, как ведет себя родитель или, для более взрослых детей, учитель; учиться вести себя так, как ведут себя другие дети.
Дружба - это эмоциональное объединение в поле мышления, идей.
Понимание и называние эмоций возможно уже на уровнях Е (уровни интеллектуального и идеального объединения), но это может тормозить непосредственно возникающую эмоцию.
Спиноза говорил: "Не плакать, не смеяться, но понимать".
Совместное чтение книг - это прекрасный опыт совместного сосуществования в одном интеллектуальном поле, который обычно сопровождается обменом мыслями.

Описывается о важности выводить ребенка "в свет", а именно в цирк, в театр, в зоопарк и многие другие интересные общественные места. И если ребенок через несколько минут попросится домой, то такой выход " в свет" нельзя считать неудачным, потому что это опыт, проживаемый ребенком.

Ребенок получил столько впечатлений, сколько смог воспринять. Мы их переживем, проговорим, проиграем.

По наблюдениям автора и ее коллег, дети, которые приезжают на занятия из других районов на общественном транспорте более социализированы, чем те, которых привозят на машине.

Речь ребенка появляется одновременно с освоением пространства.
Речь - это общение в пространстве, воздействие на собеседника на расстоянии (то же " потребное будущее").
Страхи сворачивают пространство ребенка и, соответственно, тормозят развитие его речи.

И еще много и много таких выдержек для себя зафиксировала, они помогли понять многие вещи. Ведь ребенок - это хоть и маленький человек, но это не взрослый. Мы, взрослые, не должны равнять их под себя, мы должны, наоборот, говорить на языке детей и считывать то, что они нам пытаются сказать. Но наша задача - помочь детям полноценно социализироваться.

А какие книги раннего детского развития вы можете посоветовать? Какие уроки вы оттуда вынесли?

#общение #дети #аутизм #родители #семья #обучение #книги #чтение #развитие #отцы и дети