Обладая основополагающим значением в христианской теологии термин "благодать" своими корнями уходит в глубокое прошлое, где первые упоминания о ней мы находим на заре человеческой истории, а в частности в случае с Ноем. Перед самым Потопом о нем сказано; "Ной же обрел благодать пред очами Господа." (Быт. 6:8) В оригинале, еврейское "hen" и однокоренные с ним употребляются 68 раз на всем протяжении Ветхого Завета и обладают достаточно широким контекстом значений. От отношения Бога к людям до отношений человека к человеку. Особенно часто это слово всплывает в бытовых ситуациях, когда человек обретает доброе расположение у правителя или у того, чье расположение крайне необходимо в данный момент. Особенно ярко это проявляется, когда Иаков возвращался домой и посылал вперед свои стада, дабы обрести милость в глаза Исава, своего брата, опасаясь за свою жизнь и жизнь своей семьи. Подобные случаи мы также можем обнаружить, когда Давид был послан служить Саулу, и о нем сказано; "И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих." (1-Цар. 16:22) Словосочетание "обрел благоволение" наверное наиболее часто встречающиеся на страницах ВЗ выражение, и по всей видимости оно стало своего рода поговоркой, призванной выразить благодарность перед тем, кто это благоволение выказывает.
Существительное "hen" в контексте ветхозаветной истории несет в себе такие основные значения, как "благодать", "благоволение", "приятность", "красота", "милость" и нечто "прекрасное". Основными книгами, где встречается данные однокоренные слова можно назвать исторические книги, такие как Бытие, Исход, Числа, книги Царства, Есфирь и так далее. Реже этот термин встречается в писаниях пророков, всего пять раз и в основном у так называемых "малых пророков". Один раз "hen" используется в книге Иеремии в словах: " Так говорит Господь: народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне; иду успокоить Израиля." (Иер. 31:2) Остальные пророки, такие как Исаия, Иезекииль и прочие молчат по этому поводу.
В данной теме примечательным на мой взгляд можно считать тот факт, что более всего термин "благодать" или "благоволение" мы встречаем в бытовых ситуациях, понятных человеку, ситуациях, которые отражают намерение приобрести "благоволение" или в этом самом "благоволении" правителя к подчиненным, хозяина к слуге и так далее. Реже, Ветхий Завет соотносит употребление исследуемого нами слова в отношениях Бога и человека. Из 68-ми раз во всем ВЗ, термин "благоволение" использует конструкцию Бог-человек около пятнадцати раз, в основном повествуя о добром расположении к человеку, в намерении его спасти и оказать милость. Самыми яркими, как я уже говорил считается вышеприведенный текст о Ное, и эпизод с Лотом, когда он просил Господа предоставить ему возможность укрыться от огня пожара в одном из городов долины. "Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда,-- он же мал; и сохранится жизнь моя. И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор." (Быт. 19:18-22)
Ветхий Завет не передает во всей полноте значения "благодати", как это выражается в Новом. Читая все тексты, где встречаются аналоги мы можем прийти к выводу - речь скорее идет о идее приобретения "благоволения", попытках приобрести доброе расположение (еще более точное значение данного слова) нежели о тех оттенках, о которых прямо заявляет Новый Завет в контексте милости к человеку в Иисусе Христе.
Это будет темой нашей следующей статьи. (Кстати только вспомнил, еще раз "hen" звучит как имя собственное. Человека звали Хен, что значит "милый" или "приятный" (или что-то подобное).
(Список текстов, где речь идет о благоволении или благодати в ВЗ. Gen. 6:8
Быт. 18:3. 19:19. 30:27. 32:6, 33:8, 10, 15. 34:11. 39:4, 21. 47:25, 29. 50:4
Исх. 3:21. 11:3. 12:36 33:12, 16. 34:9
Числ.11:11, 15. 32:5
Втор. 24:1
Суд. 6:17
Руфь. 2:2, 10, 13
1 Цар. 1:18. 16:22. 20:3, 29. 25:8. 27:5
2 Цар. 14:22. 15:25. 16:4
3Цар. 11:19
Есф.. 2:15, 17. 5:2, 8. 7:3. 8:5
Пс. 45:3. 84:12
Пр. 1:9. 3:4, 22, 34. 4:9. 5:19. 11:16. 13:15. 17:8. 22:1, 11. 28:23. 31:30
Екк. 9:11. 10:12
Иер. 31:2
Наум. 3:4
Зах. 4:7. 6:14. 12:10
Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен.
Сбер: 4276 2200 1586 0243