Наверняка ни в одном государстве мира на долю билдеров не выпадало столько тягот, как в Советском Союзе. Для атлетов в те времена было нормой использовать для тренировок куски рельс, убегать от представителей органов охраны правопорядка и стремиться стать похожими на Гойко Митича.
В нашем бывшем государстве бодибилдинг разрешали, затем запрещали и снова разрешали. Всему виной то, что этот вид спорта вступил в серьёзные противоречия с существовавшей в стране политической системой. Однако трудности лишь закаляют характер человека. Сегодня мы расскажем об истории запретного спорта или бодибилдинг в СССР.
Весна 1973 года — запрет бодибилдинга в СССР.
Именно в этом время в столице СССР проводилось заседание Государственного комитета по спорту и физической культуре. К этому моменту многие молодые люди были всерьёз увлечены новым видом спорта — культуризмом. Чиновники должны были решить, какое же будущее его ждет. Результат заседания известен многим — на десять лет советские билдеры были вынуждены тренироваться подпольно.
Власть хотела, чтобы её спортсмены были не простыми позерами, а обладали высокими функциональными навыками. С начала тридцатых годов и до момента распада Советского Союза в стране существовала система «Готов к труду и обороне». В состав упражнений для сдачи нормативов наряду с обычными дисциплинами, например, бегом, входило и такое важное для каждого советского человека упражнение, как метание гранаты. Пустая прокачка мускулов чужда образу жизни советских людей — таким стал вердикт спортивных функционеров.
Зарождение бодибилдинга в СССР — история запретного спорта.
Давайте начнем рассматривать историю запретного спорта или бодибилдинг в СССР с более раннего периода. В конце девятнадцатого начале двадцатого веков среди населения России большим успехом пользовались выступления борцов, силачей и акробатов. Все они работали в цирках, и народ любил смотреть это шоу. Еще в 1894 году в России появилась первая авторская методика тренировки мускулов. Ее автором стал выходец из Пруссии — Евгений Сандов.
В 1948 году в столице Советского Союза прошел первый конкурс красоты телосложения. Победу в нем одержал Александр Ширай, также работавший в цирке воздушным акробатом. После этого Ширая часто использовали в качестве модели советские художники и скульпторы. Этот человек стал прообразом многих картин и скульптур, изображающих советских рабочих и спортсменов.
Однако наступило время, когда у билдеров начались серьезные проблемы. Заметим, что и до того злополучного заседания, о котором мы говорили выше, к бодибилдингу отношение было прохладное. Например, в шестидесятых годах спортсменов могли выгнать из зала для тяжелой атлетике, обвиняя их в распространении чуждой западной культуры. Некоторое время советские атлеты называли культуризм атлетической гимнастикой или атлетизмом, в надежде избежать проблем.
Основным пропагандистом атлетической гимнастики того времени стал Георгий Тэнно. Во время войны он служил офицером в морском флоте, а в мирное время занимался тяжелой атлетикой. В 1948 году он был обвинен в шпионаже и угодил в тюрьму. За восемь лет, проведенных за колючей проволокой. Тэнно совершил пять неудачных попыток побега.
В одной камере с ним находился Солженицын, впоследствии посвятивший целю главу Георгию в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ». Позже Солженицын в интервью часто вспоминал Тэнно, называя его самым храбрым и сильным среди всех узников лагеря. В конце пятидесятых бывший морской офицер и спортсмен был амнистирован. После освобождения Георгий Тэнно пошел работать в Центральный научно-исследовательский институт физической культуры.
Именно там он мог заниматься своим любимым делом — создавать новые методики силового тренинга. В 1969 году свет увидела его книга под весьма простым названием «Атлетизм». Советские билдеры про себя назвали ее отечественной библией культуризма. Именно по ней проводили свои занятия атлеты вплоть до середины восьмидесятых. Георгий Тэнно в своей работе рассказал о комплексах упражнений, выполняемых со штангой и гантелями.
Также в книге были рекомендации по организации питания, восстановлению и даже сушки. Найти тогда более информативный источник информации о культуризме в Советском Союзе было просто невозможно. Сегодня мы можем предположить, что Тэнно имел доступ к западной литературе, в частности к трудам Джо Вейдера. Так как он отлично владел английским, то проблем с переводом быть не могло, а используя связи в Институте физкультуры, появилась возможность раздобыть и нужную литературу.
Безусловно, сам Георгий Тэнно ни когда не распространялся об источниках своих знаний. В своей книге он не однократно отмечал, что атлет должен не просто позировать перед зеркалом, а служить своей Родине. Тюремный опыт помог Тэнно быстро понять сложившуюся вокруг этого вида спорта ситуацию, и он старался преподнести его с точки зрения высокой социальной значимости и огромной пользы для государства.
Многие современные атлеты черпают стимул в истории Железного Арни, давайте выясним, кто был кумиром билдеров в шестидесятых? Здесь все достаточно просто, ведь в шестидесятых годах в кинотеатрах по всей стране демонстрировался фильм «Подвиги Геракла», созданный совместными усилиями кинематографистов Италии и Испании. Главную роль в картине исполнял американец Стив Ривз.
Именно он и стал примером для подражания нескольких поколения советских билдеров. На современных состязаниях по культуризму Ривз наверняка даже не попал бы в призовую тройку. Судите сами, объем его бицепса составлял всего 45 сантиметров. У звезд современного культуризма этот показатель сантиметров на 10 больше. Однако в свое время Стив становился победителем таких турниров, как «Мистер мир», «Мистер Вселенная», а также «Мистер Америка». Заметим, что картину с его участием в Советском Союзе посмотрело более 35 миллионов человек, и картина вошла в десятку лидеров отечественного кинопроката.Еще одним кумиром отечественных атлетов был Гойко Митич. Этот гимнаст и киноактер их Югославии был известен участием в картинах об индейцах, которые снимались в ГДР. Если в американских вестернах частными и смелыми были только ковбои, то в немецких кинолентах положительными героями оказывались индейцы. Гойко Митичу удалось заставить много советских мужчин взяться за штангу и гантели.
Первый зал для занятий атлетической гимнастикой в Советском Союзе появился в 1961 году. Даже сегодня на профильных форумах можно встретить страстные дебаты о том, какому залу необходимо в этом вопросе отдать пальму первенства. Претендентов на победу два — клуб «Факел» и Ленинградский дворец пионеров (нынешнее название «Аничков дворец». Оба зала находятся в Санкт-Петербурге). Согласно одной из легенд именно здесь проводили свои первые тренировки советские атлеты.
На протяжении последующих пяти лет подобные залы появились и в других городах страны. Зачастую они создавались на крупных промышленных предприятиях и институтах. Однако центром отечественного культуризма были не крупные города, а провинция. Например, с 1967 года в Тюмени работал клуб «Антей», создателем которого стал энтузиаст Евгений Колтун. На протяжении следующих двух лет в нем проводились крупные состязания, в которых принимали участие лучшие атлеты не только Советского Союза, но и Польши.
Вполне очевидно, что эти соревнования также маскировались. Сначала спортсмены состязались в приседаниях и жиме, а затем было и позирование. Существует легенда, что сам Железный Арни прознал о клубе «Антей» и отправил атлетам посылку, содержавшую литературу по культуризму. В начале семидесятых в одном из западных профильных печатных изданий появилась фотография атлетов из клуба «Антей». Она сопровождалась словами благодарности в адрес Колтуна за развитие культуризма в Сибири.
Безусловно, это стало известно и властям страны, которые подобного терпеть просто не могли. Многие крупные печатные издания страны, например, «Известия» и «Советский спорт» обрушили шквал критики на атлетов, обвиняя их в алкоголизме и представив опасными субъектами. С этого и началась массовая травля культуристов.
О бюрократической машине в СССР сегодня известно многое. В семидесятых годах верха давали указания, а низы имитировали бурную деятельность и прятали следы. Такая система была на руку билдерам, ведь представители сектора ЖКХ смотрели на них сквозь пальцы. Жилищные конторы в первую очередь должны были обеспечить население горячей водой, электроэнергией и газом. Хотя номинально они и должны были следить за досугом советских граждан, большое внимание этому вопросу не уделялось.
Благодаря такому отношению ЖКХ к своим обязанностям, история запретного спорта (бодибилдинг в СССР) стала не столь зловещей, какой могла оказаться. Так все продолжалось до начала перестройки, когда предсказания журналистов начали становиться реальностью. В подмосковных Люберцах было сосредоточено большое количество подвальных залов. В один прекрасный момент качки объединились в полукриминальную организацию люберов.
Одновременно с этих «железный занавес» стал падать и в приоткрытые щели в страну стали поступать синтол и спортивная фармакология. Так завершилась юность отечественного культуризма, на смену которой пришли «лихие девяностые» и стероиды.
Как качались советские культуристы?
История запретного спорта (бодибилдинг в СССР) будет неполной, если мы не расскажем о том, как качались атлеты. В те годы сложно найти товар, который не оказался бы дефицитным. Спортинвентарь исключением не стал. Атлетам приходилось самостоятельно изготавливать спортивные снаряды. Многие атлеты того времени говорят, что их тренировки были похожи на постапокалиптические. Нормальных штанг и гантелей практически не было, а использовались куски рельс, ведра с песком, утюги и т. д.
Железнодорожные рельсы уже сами по себе могли с успехом заменить штангу. Кроме этого они активно использовались для изготовления самодельных тренажеров. В качестве дополнительных отягощений могли применяться, скажем, ведра, залитые цементом. Аналогичным образом ситуация обстояла и со штангами, которые изготавливались вручную. Если кто-то из атлетов имел выход на завод, то это было просто великолепно. В противном случае активно использовалась арматура вместо грифа и те же ведра в качестве блинов. Говорить о спортивном питании в такой ситуации кажется вовсе не уместным.