Найти тему
svoboda_uu

UX-дизайнер Виктория Маладаева: «Любой человек в здравом смысле – феминистка или профем»

Давай поговорим о недавних событиях, но очень осторожно. Как так случилось, что ты стала в центре активистских действий?

– Я естественно выступаю за права человека. Когда началась «спецоперация»* я была в ужасе от происходящего. Потом мне начали поступать сообщения от земляков, все как-то хотели помочь, и я решила собрать единомышленников, потому что одно дело бороться по одиночке, другое дело – вместе.

Мы немедленно решили записать пацифистский ролик, благо в команде были талантливые монтажёр и редактор, а самое главное – неравнодушные люди!

Наша инициатива была горячо принята земляками по всему миру, и они тоже захотели принять участие. Так родился второй и третий ролики. И это прекрасно!

Мы – за мир, гуманизм и демократию. К тому же нас поддержало много земляков находящихся непосредственно в Бурятии, это мотивирует.

Что сейчас нужно и остаётся делать тем, кто остался в России, в частности, в Бурятии, на твой взгляд?

– Позаботиться о себе и своих близких – это всегда полезно. Мне часто пишут, что кто-то порвал связи с родителями, друзьями и одноклассниками из-за своей позиции. Я их очень понимаю, сейчас это повсеместно, к сожалению. Нужно учиться переубеждать людей не агрессией, а с пониманием. Сама этому учусь на форе последних ужасающих событий. I’m work in progress, как говорится :-)

Как в США сейчас реагируют на русских, сталкивалась ли ты с расизмом в период ковида и с какой-то русофобией за последнее время?

– Я живу в США уже шесть лет. Сейчас в США реагируют на русских нормально, как и раньше. Ничего не изменилось в глобальном смысле. Все понимают, что народ и власть – две разные вещи. Поэтому я ни разу не сталкивалась с русофобией. Слово-то смешное само по себе, сколько мы, азиаты и кавказцы, сталкивались с национализмом у себя дома (в России – Прим. Я – Свобода), никто не замечал.

А с расизмом на фоне коронавируса, к сожалению, да, сталкивалась. Было пару случаев. Но всё это, я имею ввиду любой вид дискриминации, идёт от людей малообразованных, которыми легко управлять и навязать ненависть к тому или иному комьюнити (от англ. «сообщество» – Прим. Я – Свобода).

Несколько феминистских вопросов. Можешь ли ты себя назвать феминисткой? Когда ты это осознала и как ты узнала о феминизме впервые?

– Любой человек в здравом смысле – феминистка или профем. Это же базовые права человека. Даже не вспомню, когда впервые услышала о феминизме, наверное, по студенчеству ещё в Санкт-Петербурге.

Я всегда была борцом за справедливость, поэтому изучив вопрос, я поняла, что фемдвижение нужно в свободном обществе. Женщины не хуже мужчин, у нас должны быть те же права. Мы все на равных.

Вообще хочу, чтобы мы жили в обществе, когда люди не будут делить друг друга по расовым или гендерным различиям. Мы все люди, которые хотят любви, добра и понимания.

Насколько, по-твоему мнению, общество в Калифорнии и скажем, в Бурятии, сильно разные в плане гендерного неравенства (которое проявляется в зарплатах, в недостаточной представленности женщин на руководящих должностях и т.п.), как ты думаешь? И почему так происходит?

– Это про white supremacy (англ. «превосходство белых») – ответ на все вопросы о гендерном неравенстве. Дело в том, что все законы писались белыми мужчинами, которые не всегда ставили права женщин во главу угла. Всё, что мы слышим, наблюдаем и с чем взаимодействуем, обрабатывается через фильтры наших собственных предубеждений. Это всё проявляется даже в таких мелочах, как дизайн очков. Ну или не в мелочах, как использование манекенов для краш-тестов (англ. crash test — аварийное испытание автомобилей) на основе «среднестатистического» белого мужчины.
А так, конечно, у нас разное общество, тут даже нечего сравнивать.

Следишь ли ты за фемповесткой в Калифорнии? Можешь рассказать подробнее?

— Я подписана на несколько фемпабликов, мне всегда интересно послушать мнения разных людей и наблюдать за борьбой американских женщин за свои права. Здесь ещё много над чем надо работать, в плане зарплат, безопасности, бытовых вопросов и так далее.

Были ли случаи, когда тебе приходилось сталкиваться с дискриминацией или домогательствами?

— Да, конечно, думаю любая женщина в той или иной степени сталкивалась с этим в любой точке мира от посвистываний вслед до откровенных приставаний и вещей похуже.

Что делают в штатах жертвы домогательств, если столкнулись с сексуальным домогательством на работе или в общественном месте? И что бы ты лично посоветовала, какие первые действия.

— Если на работе, то обычно напрямую жалуются в отдел персонала и будет долгое разбирательство. При чём оно может быть даже и не в пользу жертвы, если мужчина влиятельный, к сожалению.

Вспомним историю с «Тиндером» (приложение для знакомств – Прим. Я – Свобода). Над приложением работало три человека, два соучредителя из них начали встречаться. Роман закончился, а потом суд и обвинения в домогательствах.

У тебя растёт дочь, как ты думаешь, она вырастет феминисткой? И делаешь ли ты что-то для этого?

– Конечно, она феминистка тоже, опять же это ведь элементарные права человека. С недавних пор здесь стали появляться внешкольные занятия и классы по women empowerment (расширение прав и возможностей женщин можно определить по-разному, включая принятие женских точек зрения или стремление к их поиску, повышение статуса женщин через образование, осведомленность, грамотность и обучение – Прим. Я – Свобода).

Я считаю, что каждая девочка должна знать историю борьбы за права женщин. Адиса неделю ходила в такой лагерь при школе, ей было очень познавательно!

Ты часто пишешь про своих подруг в Инстаграме, что можешь сказать про sisterhood и empowerment и как бы ты эти термины объяснила нам?

– Эти понятия все мне очень близки. Опять мы, как женщины, должны поддерживать друг друга, а не соревноваться. Это тоже было придумано мужчинами, все эти стандарты и правила.

Мы все должны быть за свободу, равенство и сестринство, поддерживать друг друга, подбадривать и мотивировать. Есть вот братство, а есть и сестринство – женская солидарность и поддержка.

И немного из любопытного: как ты стала веганить? Кстати, среди феминисток очень много веганок, потому что именно женщины видят в эксплуатации животных те же механизмы, которые используются для угнетения самих женщин: объективацию, сексуальное и репродуктивное насилие, пренебрежение базовыми интересами в угоду комфорту и удовольствию эксплуататора. Расскажи, пожалуйста, про свой опыт. Как ты начала веганить и сложно ли это?

– Пять лет назад я стала веганкой за один день с помощью литературы и документальных фильмов. Я давно хотела хотя бы стать вегетарианкой и вот момент наступил. Это произошло сразу и чётко, без промежуточных этапов, построенных на отказах от мяса, рыба и молочки. Веганство для меня больше, чем тип питания, это философия жизни.

Веганство и феминизм

Растительное питание и веганство – две разные вещи. Первые, как правило, следуют этому для здоровья, вторые – из-за сострадания к животным, ко всем.

В тот же период я отказалась от использования косметики (декоративной, уходовой и бытовой химии), проводящих опыты над животными, бойкотирую бренды, уличённые в этом (многие открыто врут и лепят фейковые наклейки на свои банки, увы) или эксплуатации животных и людей (имеется ввиду дешёвый и низкооплачиваемый труд – Прим. Я – Свобода), в том числе.

Например, я горячо любила бренд Victoria Secret до приезда в Америку, но с тех пор принципиально не поддерживаю бренд из-за их опытов над животными и сексуальных скандалов. Тоже самое относится к использованию меха и кожи. Я ищу более экологичные материалы, слава богу мы живем в век технологий и наука не стоит на месте.

Что можешь сказать о Родине, удивило ли тебя что-нибудь, взбесило или наоборот, понравилось? Бывает ли такое, что ты хочешь вернуться обратно в Бурятию? Следишь ли ты с тем, какие изменения происходят, а скорее не происходят на Родине?

– Конечно, я слежу за повесткой. В России у меня осталось много родственников и живут друзья. Я – гражданка Российской Федерации.
Я очень хочу, чтобы и в Бурятии, и в России в целом, было свободное и счастливое общество! Мы все этого заслуживаем.

И я очень хочу на зимний Байкал!

Как ты считаешь, бурятская женщина, какая она? Можешь ли назвать кто тебя вдохновляет из современных буряток.

– Бурятская женщина – мудрая, умная, понимающая, свободная и смелая! Меня очень вдохновляют женщины-иммигрантки, состоявшиеся в карьерном плане, которыми движет идея!

В Бурятии есть борцы за справедливость, которые на месте пытаются изменить культуру и отношение к правам человека.

Общественная деятельница Эржена Будаева – одна из ярчайших женщин в современной бурятской истории.

Ушла из жизни известная общественница Эржена Будаева

Есть ли у тебя пожелание или напутствие нам или другим девчонкам в Бурятии.

– Учитесь и развивайтесь! Это всегда на пользу. Читайте разные книги, смотрите интересное кино, путешествуйте и познавайте мир!


* называется так по требованию Роскомнадзора