Пока русский и даже английский языки для эвенков понятнее и ближе. Родная речь в таежных деревнях, увы, звучит очень редко, если собираются вместе представители старшего поколения.
Для коренных малочисленных народов знание родного языка становится даже не первостепенной, а ключевой задачей. Не владея языком, на котором разговаривали бабушки и дедушки, невозможно в полной мере соблюсти и сохранять традиции, обычаи и национальную культуру. Кстати, данная проблема является актуальной для всего мира. Неспроста, ЮНЕСКО провозгласила период с 2022-го по 2032-й Международным десятилетием языков коренных народов мира.
В Вершине Тутуры Качугского района Иркутской области прошли съёмки материала для проекта "Азбука эвенков". По замыслу авторов, ролики расскажут о традиционном укладе эвенков, как охотились, в чем жили, где пекли хлеб и так далее.
Историю глухого таежного уголка в своё время изучал известный ученый - биолог Феликс Штильмарк. Он неоднократно бывал в этих краях, охотился вместе с эвенками, а уехав в Москву, долгое время поддерживал связь с промысловиками, получая из Сибири подробнейшие письма о состоянии промысловой охоты.
Согласно исследований Феликса Робертовича, группа тутуро-очеульских эвенков, сохранившаяся в Прибайкалье до наших дней, представляет собою остатки когда-то многочисленных тунгусских племен, обитавших по Верхней Лене и Киренге. В результате заселения края бурятами и русскими, эта группа оказалась изолирована на сравнительно небольшой территории уже к началу XVIII века. Поэтому эвенки здесь давно прекратили дальние кочевья и жили почти оседло, образовав в XIX веке три группы – Тутурскую, Верхне-Ленскую и Киренскую, из коих до ныне сохранилась только первая. В конце 1920-х годов в трех километрах от деревушки Старая Тутура была построена культбаза, куда переселились эвенки из стойбища Кичигиры.
Осенью 1955 года в селении «Вершина Тутуры» было около 30 домов, включая школу-интернат, клуб и прочее, а в Старой Тутуре оставалось их 8. В закладке этой культбазы принимал участие известный этнограф Бернгард Петри, расстрелянный в 1937 году как англо-японский шпион. Именно здесь он записал рассказ старого охотника-эвенка о предвесенней охоте на белок по гайнам, то есть, по гнездам. В 1930-х годах на культбазе работал натуралист, писатель, участник экспедиции в поисках тунгусского метеорита Константин Янковский, прозванный сибирским Пришвиным.
В колхозе им. Куйбышева в 1954 г. числилось 27 дворов, около ста членов колхоза, 124 домашних оленя, 25 голов лошадей, 6 – рогатого скота (для детсада).
Сегодня в Вершине Тутуры нет ни одного домашнего оленя. Ни одного! Если оленеводство теоретически можно возродить, то с языком все сложнее. Десятки поколений детей обучались в школах- интернатах, где родной язык преподавали в лучшем случае, как факультатив, - отсюда результат.
За несколько лет работы в отдаленных уголках Иркутской области и республики Бурятии, журналисты НКО Народный клуб» сделали любопытный вывод. На родном языке продолжают общаться в тех местах, куда в полной мере не добралась цивилизация –кочевые стойбища оленеводов. Например, семейство Сычегиров, пасущее оленей в тайге Катангского района. На русский язык переходят только тогда, когда приезжают гости.
В Вершине Тутуры журналисты «Народного клуба» были давно. Более двадцати лет назад они прилетали в поселок с бригадой санавиации. Тогда же среди прочего был сделан групповой снимок, на котором запечатлены несколько бабушек и много детей школьного возраста.
– Вот у них бы спросить, они все знали, – говорит заведующая местным культурным комплексом Вера Хорищенко. – Но нет уже никого из старшего поколения в живых. Вот, Антонина Никитична Сафонова, она пешком ходила в Чинонгу, много рассказывала. Все собирались написать материал про неё, но в итоге не успели. Умерла баба Тоня…
Местом съемок роликов гости выбрали юрту, построенную Владимиром Щаповым.
– Строительство юрты запланировали в 2013 году, – рассказывает Владимир Александрович. – А подтолкнула к этому Наталья Дмитриевна Вышегородцева. Однажды она сказала: « К вам в деревню приезжаешь, ни одной юрты не видно, будто и не эвенки здесь живут". Определили место и поставили юрту. К нам как раз приехал родственник из Вихоревки Андрей Распопин, Андрей Щапов заправщик подошел, мой сын Павел, зять Алексей, внук Андрей подключились. Я кочевал с отцом, до школы жил в точно такой юрте. Помню тазик из бересты, в котором мать меня купала.
С приходом зверопромхозов на месте юрт стали ставить зимовья, и постепенно технология строительства отошла на второй план, а сейчас практически утрачена.
С детства я помогал отцу, у которого было несколько таких строений, поэтому помню, что, например, коры уходит порядка 180 погонных метров. С одного дерева можно взять около 6 метров. Особенность юрты в том, что летом внутри прохладно, но и зимой довольно комфортно, потому что посреди постоянно горит огонь.
Правая половина от входа считается мужской. Мой отец сидел там, рядом всегда лежал карабин, потому что это тайга. Для отопления юрты использовали только лиственницу, она дает хороший жар и не такая пожароопасная как, например, ель.
Перед съемками юрту окурили пахучим дымом вереса, ещё известным как можжевельник.
– В тайге всегда окуривали то место, куда приходили с ночевкой, считается, что дым устраняет негативную энергетику, нейтрализует дурные помыслы, – рассказывает Владимир Александрович. –Этот небольшой обряд имеет вековую историю, его проводили, если приезжали новые люди, любой праздник начинался с окуривания.
Татьяна Станиловская рассказала про мужской и женский костюмы.
После демонстрации одежды, жители Вершины Тутуры приготовили несколько блюд национальной кухни. Как нельзя пришлось свежее мясо дикого зверя, добытого накануне одним из местных охотников.