На картинке — скелет в саркофаге из позолоченного серебра. Фигурка ростом сантиметров десять, в палец взрослого человека, состоит из ста шестидесяти семи деталей, каждая из которых движется в соответствии с человеческой анатомией. Саркофаг украшен тончайшими рельефами, изображающими жизнь по этапам от рождения до смерти.
Имя автора этого чуда — Израиль Хацкелевич Рухомовский (1860-1936) — едва знакомо даже многим из нынешних коллег, не говоря уже о широкой публике. А в конце XIX — начале XX века первейшего одесского ювелира знали далеко за пределами Российской империи.
Рухомовский трудился над скелетом с 1892 по 1906 год, а готовую драгоценность купил в конце концов Мойше Винницкий — один из королей преступного мира Одессы, больше знаменитый как Мишка-Япончик (1891-1919). Скелет, практически ровесник бандита, до конца недолгой жизни Япончика мог настраивать его на философский лад и напоминать о бренности сущего.
Международную славу Рухомовскому, как это часто бывает, сделал скандал.
В 1896 году Лувр приобрёл у одесских торговцев антиквариатом Гохманов за сумасшедшие 50'000 рублей золотую тиару древнего царя скифов Сайтаферна. Судя по затейливой надписи, грозный воин получил её в качестве выкупа от Совета и народа греческого города Ольвии в Причерноморье. Тиара была украшена мифологическими сценками, а работа выглядела настолько — в полном смысле слова! — ювелирной, что никому и в голову не пришло заподозрить подделку.
Сомнения в подлинности драгоценного украшения стали появляться спустя несколько лет. Сперва подали голос два-три видных эксперта, потом на авторство претендовал некий фальсификатор, которого схватила полиция... Всё встало на свои места, когда в 1903 году в Париж приехал Израиль Рухомовский и заявил, что тиару изготовил он. В подтверждение мастер привёз эскизы, технологические чертежи, формы для отливки деталей — и предложил по памяти собственноручно повторить при экспертах любой тончайший элемент изделия.
Никому не пришло в голову обвинить Израиля Хацкелевича в мошенничестве, ведь он не торговал тиарой и не выдавал её за древность: ювелир лишь выполнил заказ Гохманов и совершенно официально получил за работу 1'800 рублей (меньше 4% продажной цены). Французы, потрясённые искусством Рухомовского, пригласили его участвовать в Салоне декоративных искусств и наградили золотой медалью.
После 1917 года ювелир снова оказался во Франции уже как эмигрант и умер в Париже в 1936 году. Тиару, несмотря на её происхождение, продолжают экспонировать в Лувре — настолько она хороша. А золотой скелет, раньше принадлежавший Мишке-Япончику, снова сменил владельца. В 2013 году на торгах аукциона "Сотбис" его купили за 365,000 долларов.