Отличники начальной школы становятся хорошистами, а у хорошистов появляются первые четвертные тройки. В чём причина?
1) Между 4 и 5 классом есть целое лето. А за лето дети часто забывают, чему они научились в 4 классе. Забывают, если не занимаются. Не даром учителя дают задание на лето: читать книги, заниматься математикой и русским по тренажёрам. В начале пятого класса, конечно предусматривается повторение, но повторение с новой учительницей сильно отличается от того, что давала Марь Ивановна в 4 классе. Почему? Смотри п.2)
2) В 5 классе появляется много новых учителей. И задача ребенка адаптироваться к преподаванию, правилам и требованиям десятка новых учителей.
Не только запомнить как их зовут, а ведь у каждого учителя есть свой характер, свои правила ведения урока, своя скорость подачи материала, свои акценты на значимости тех или иных тем.
И это всё так сильно отличается от той знакомой и родной Марь Ивановны, которая за 4 года сформировала столько учебных привычек, что перестроиться детишкам не так-то просто.
Один мой ученик рассказывал, что он не понимает новую учительницу по математике и получает "тройки", потому что она говорит очень быстро. Предыдущая учительница говорила медленнее, он всё понимал и получал "пятёрки". Привык к скорости новой он только в конце учебного года.
3) Оформление и требования по предметам в начальной и средней школе сильно отличается. Многие правила из началки не действуют в 5 классе, и появляются новые, которые порой коренным образом отличаются от началки.
Когда я поступила в институт, многие преподаватели говорили: "Забудьте то, чему вас учили в школе. Сейчас делать будем вот так!" Также можно и сказать про 5 класс.
4) Учителям тоже сложно корректно оценивать детей, потому что они не учили их раньше, не знают их индивидуальные особенности и особо не вникают в него. В старшей школе другие принципы. Ведь у Марь Ивановны этот класс был единственным она на всех уроках она '"нянчила" своих цыпляточек.
А новая учительница ведёт свой предмет сразу в нескольких классах, и её задача просто дать учебный материал и проверить на контрольных, как ученик его усвоил. Ей сложно вникать, почему ребенок неправильно отвечает на вопросы и не справляется с заданиями. Не справился, значит оценка будет ниже.
***
Дети, не привыкшие к новым правилам, новым учителям, новым предметам и новым способам их изучения делают много ошибок. У них в голове творится такая каша, что места изучению предмета остаётся совсем мало.
Дети всё чаще начинают бояться выходить к доске, чтобы не ошибиться и не получить плохую оценку.
"Лес рук", который был в началке превращается в степь с одиноким деревцем или даже в пустыню.
Бывают настолько увлечённые своим предметом учителя, что и детей в него вовлекают. Увы, в школе такое бывает редко.