Последние месяцы изменили жизнь строительной отрасли раз и на всегда, что сказалось на самочувствии рынка недвижимости. Спрогнозировать вектор его развития кажется чем-то невозможным, но CUD.NEWS нашел эксперта, который прояснил многие вещи. Представляем интервью директора департамента продукта группы компаний «ФСК» Петра Кирилловского.
Про меры поддержки и уязвимые товары из-за санкций
– Одной из мер поддержки строительной отрасли в условиях санкций правительство назвало отмену некоторых СНиПов. Стоит ли опасаться потребителям, как застройщики реагируют на данное нововведение? Каких правил придерживается ваша компания, кроме СП?
– Кроме СП и СНиПов, наша компания полностью придерживается всех требований, которые предъявляются государством для прохождения госэкспертизы. Отмены СНиПов нет, есть послабления, связанные с прохождением региональных требований в части расчета машино-мест и некоторых позиций по благоустройству. Но они влияют скорее не на продукт, а на скорость прохождения проекта и формальные вопросы согласования.
– Санкции привели к уходу с рынка некоторых производителей отделочных материалов. Как вы выходите из данной ситуации? Сильно ли это сказывается на цене конечного продукта?
– В бизнес-классе ГК «ФСК» доля компонентов российского производства составляет 80%, в комфорт-классе – 90%. Из оставшихся 20% и 10% под санкции попало не так много, самыми уязвимыми оказались товары инженерии и отделки из Бельгии, Франции, Германии и Италии. Мы достаточно успешно ищем и находим замену. Мы ездили в Турцию, также участвовали в Mosbuild. Кроме того, мы ведем переговоры с поставщиками из Китая. Нагрузка на департамент закупок существенно выросла, потому что нужно своевременно находить отвечающие требованиям продукта материалы. На данный момент это никак не сказывается на цене конечного продукта, потому что нет прямой корреляции между ней и уходом конкретных производителей. В то же время цены на все стройматериалы растут из-за инфляции, рост составляет 15-20%.
Про контроль на объектах и актуальные планировочные решения
– Как вы будете отслеживать, чтобы качество отделки там, где она уже начата, сохранилось? Расскажите про контроль на ваших объектах.
– В жилых комплексах ГК «ФСК», где проданы квартиры с отделкой, ничего не поменялось в этом плане. Контроль осуществляем так же, как и раньше, и выполняем обязательства перед потребителями в полном объеме. У нас есть служба внутреннего контроля, технический надзор, авторский надзор автора отделки.
– Какие планировочные решения являются самыми востребованными на сегодняшний день и почему?
– В комфорт-классе очень востребованы одно- и двухкомнатные квартиры, в бизнес-классе – двух- и трехкомнатные. У нас очень много типов планировок, их число в бизнес-классе доходит до 80, в комфорт-классе – до 40. Льготная ипотека распространяется в основном на семьи с маленьким ребенком, поэтому можно прогнозировать, что, скорее всего, семейный формат жилья сохранит популярность.
– Насколько архитектура проекта влияет на планировки квартир? Что первично в этой паре на данный момент: архитектура или удобство планировок?
– Считаю, что в любой ситуации вне зависимости от времени планировки важнее архитектуры и они должны определять внешний облик объекта. С эргономики внутреннего пространства (где расположена мокрая зона, спальное место и т. д.) начинается весь объект, и все грамотные архитекторы проектируют именно по этому принципу.
Про подход застройщиков к конечному продукту
– Как за последние пять лет изменился подход застройщиков к продукту? Насколько учитываются пожелания клиентов и как они отслеживаются в вашей компании?
– В нашей компании вся работа над продуктом ориентирована на интересы и потребности клиентов. В ГК «ФСК» есть внутренний орган – технический совет, куда мы выносим все новые продуктовые решения, рассматриваем их технический аспект, вопросы себестоимости и вопросы, связанные с потребительской ценностью. И каждое решение мы тестируем через потребительские опросы клиентов, купивших жилье, и тех, кто только планирует покупку. Эти пожелания мы отслеживаем через внутренний контроль качества продукта.
– И каковы результаты этой работы?
– В конце прошлого года компания анонсировала выручку в 2022 году в более чем 225 миллиародов рублей. Отмечая при этом, что такому развитию будет способствовать решение о выходе на рынок коммерческой недвижимости. Объем ввода жилья у девелопера не менее впечатляет. За прошлый год он вырос в два раза и составил без малого 910 тысяч квадратных метров. Причинами роста стали выгодные программы с банками-партнерами, которые появились после отмены льготной ипотеки, а также вывод на рынок нескольких новых московских проектов бизнес-класса – ЖК Rotterdam, Sky Garden и ЖК «1-й Ленинградский». Средний бюджет реализованной квартиры в московских проектах девелопера за тот год составил 16,42 миллиона рублей, в Московской области – 8,4 миллиона рублей.
Справка
ГК «ФСК» – это одна из крупнейших девелоперских компаний, объекты которой представлены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Калужской областях и Краснодарском крае. Основное направление ее деятельности – строительство жилья (комфорт- и бизнес-класса), коммерческой недвижимости, транспортной и социальной инфраструктуры. Недавно компания вошла в новый перечень системообразующих организаций экономики России.
Автор: Тамара Антифеева
© «Центр Градостроительного Развития» (CUD.NEWS)