Это первая часть нашей статьи о проблемах навигации в рязанском общественном транспорте. Она изначально была опубликована нами в "Городских проектах в Рязани", но в марте они прекратили своё существование (оригинальные посты пока на месте, но нет никакой гарантии, что их не удалят), и мы переносим её сюда, с небольшими дополнениями.
Почему навигация - это важно?
1. ПОНЯТНО ТОЛЬКО ОПЫТНЫМ
Если вы иногородний или почти не пользовались ОТ в Рязани, вам будет сложно найти хоть какую-то информацию о его работе. Есть удобный сайт с отслеживанием транспорта, но вот узнать о нём на остановке вы не сможете (недавно появилась его реклама, но только в транспорте, а тот транспорт ещё надо найти!). Простое расписание на остановке упростило бы жизнь многим пассажирам.
2. НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ
На большинстве маршрутов расписание не соблюдается, а где соблюдается — не публикуется. Рязанцы просто не знают, когда они приедут на работу, что заставляет их стремиться как можно скорее купить автомобиль и не зависеть от непредсказуемого транспорта. Конечно, чтобы ОТ работал стабильно и не зависел от пробок, нужно в самых проблемных местах делать выделенные полосы, но это уже совсем другая история.
3. ИНФОРМИРОВАНИЕ
Сейчас управление транспорта не занимается информированием — считается, что это работа СМИ либо перевозчиков. При этом журналистам порой скучно подробно описывать изменения в маршрутах и тонкости, важные для пассажиров, когда можно поставить кликбейтный заголовок. И так маршрут с тремя фургонами, которые ходили раз в два часа до 5 вечера, превращается в «популярную маршрутку», которую отменили супостаты из администрации города.
Совсем недавний пример - у одного из перевозчиков на 65 маршруте, который выпускал на него 1 автобус (а всего на маршруте их около десятка), закончилось свидетельство и он уходит. СММ одного из рязанских СМИ подали это как: "Одна из популярных городских маршруток - всё. Речь о маршруте №65". Ни слова о том, что 90% машин на этом маршруте продолжают свою работу!
Кроме того, мало кто следит за новостями 24/7, в результате об изменении или отмене своего маршрута люди узнают непосредственно на остановке по факту, когда не могут уехать на работу. Так даже изначально разумные идеи об оптимизации в итоге оборачиваются тоннами негатива (совершенно заслуженного).
4. НЕТ ДОВЕРИЯ — НЕТ РЕФОРМЫ
От отсутствия своевременных предупреждений возникает и недоверие горожан к предстоящей транспортной реформе — важной и назревшей. Люди боятся, что они останутся без привычных средств передвижения, и заранее им об этом никто не сообщит.
Вопрос навигации в общественном транспорте очень важен. Расписание и схемы маршрутов на остановках помогли бы упростить использование ОТ для большинства пассажиров, особенно для тех, кто редко его использует. Большого объёма недовольства можно было бы избежать, если бы управление транспорта заранее сообщало бы, что они собираются сделать, чтобы горожане успели перестроиться и спланировать свой маршрут.
Что имеем сейчас
Теперь поговорим о том, что есть из информирования в ОТ на сегодняшний день.
ЧТО? (ходит здесь)
На остановках должна быть информация о маршрутах общественного транспорта, но только не в Рязани! Изредка попадаются старые таблички с указанием маршрутов муниципального транспорта, вот только последний раз их массово вешали 5 лет назад. С тех пор они безнадёжно устарели и только дезинформируют пассажиров.
Иногда вешают новые таблички, но только после жалоб от пассажиров. О дизайне поговорим отдельно, но главное — информации о коммерческих маршрутах просто нет! По идее, информированием должно заниматься управление транспорта города, но оно в этом направлении ничего не делало.
В марте 2022 года они заявили, что готовят новый стиль табличек, незначительно отличающийся от того, что вешали ранее, разве что добавлены коммерческие маршруты. Не самый лучший вариант, но об этом как-нибудь в другой раз.
ГДЕ? (мой автобус)
Управление транспорта пытается решить проблему отсутствия расписания установкой электронных табло и рекламой приложения «Умный транспорт». В реальности на ремонт табло не хватает денег, система нередко даёт сбои и не показывает транспорт, ещё не отправившийся в путь, зато показывает автобусы, направляющиеся в парк (на которых уехать нельзя).
Правильно будет, если табло и приложение будут лишь дополнением к расписанию на остановках, которое сможет подсказать о задержках в случае форс-мажора.
КОГДА? (я отсюда уеду)
По расписанию ездят, как правило, 9 автобусных маршрутов (из 16), 3 троллейбусных (из 11) и 3 коммерческих (из 28). Заставить всех соблюдать расписание поможет введение контрактной системы (можно послушать нашу лекцию), но пока этого не происходит.
УРТ пишет на табличках интервалы движения транспорта, но они столь велики, что могут вызвать только недоумение. Интервалы разумно указывать, если транспорт ходит чаще, чем раз в 10 минут, а если реже — надо писать точное расписание.
«Автобусники» изредка вешают расписания на остановке, но дизайн вызывает нарекания: минуты (вообще-то, самая важная информация) указаны мелким шрифтом, особенно по сравнению с часами. Рейсы в выходные дни помечаются просто красными цифрами. Трасса маршрута не указывается, только конечные остановки.
ПОЧЕМУ?
Никогда, ни при каких условиях, на остановках не вывешивают новости об изменении маршрутов ОТ. Очень редко появляется небольшая бумажка ВНУТРИ транспорта, но она теряется на фоне объявлений «купи-продай». Основной источник информации об изменениях — интернет, но официальная информация весьма перегружена лишним текстом, а журналисты любят преувеличить (о чем мы писали выше).
В следующей части этот статьи мы расскажем вам о том, как должна выглядеть навигация в общественном транспорте.